Войти
Спорт в большом городе
  • Протеиновый батончик с карнитином Power System L-Carnitine Bar
  • Energy Slim — инновационная программа для похудения Программа похудения nl
  • Знаменитый комплекс упражнений Дикуля!
  • Упражнения при грыже позвоночника по бубновскому
  • Комплекс лечебной физкультуры для детей Упражнения для осанки спины у гимнастической стенки
  • Дикуль: упражнения для спины при грыже
  • Джит кун до: что представляет собой система, правила и отличия от других видов единоборств. Сможет ли «опережающий кулак» Джит Кун До опередить противника в уличной драке Джиткундо брюса ли программа боец

    Джит кун до: что представляет собой система, правила и отличия от других видов единоборств. Сможет ли «опережающий кулак» Джит Кун До опередить противника в уличной драке Джиткундо брюса ли программа боец

    Джит Кун До (дословно - "путь опережающего кулака") был задуман Брюсом Ли в 1967 году. В отличае от многих других боевых искусств в Джит Кун До (ДКД) не существует ни строго определенного свода правил, свойственных только этому стилю, ни набора технических приемов, которые были бы характерны только для ДКД. Он - независим, он - свободен. Вобрав в себя дух всех боевых искусств, этот стиль не стал пленником ни одного из них. Тем, кто понимает сущность ДКД, он дарит силу освобождения, становясь зеркалом их самопознания.

    Многие пытались описать ДКД как оригинальный стиль с помощью привычных терминов: его называли и "кун-фу Брюса Ли", и "каратэ Брюса Ли", и "кикбоксинг БрюсаЛи", и "система уличного боя Брюса Ли"... Попытки свести ДКД к "боевому искусству Брюса Ли" показывают полное непонимание сущности этого стиля и того, чем руководствовался его создатель. Концепция ДКД просто не может ревлизоваться в рамках одной системы. Чтобы понять это, изучающий боевые искусства должен суметь подняться над однозначностью "за" и "пртив", осознав, что на самом деле на определенном уровне они не отличимы друг от друга. Понимание ДКД - интуитивное постижение этого единства. Брюс Ли говорил, что знанаие в воинских искусствах, в конечном счете, означает самопознание.

    Джит Кун До - это не новый стиль кун-фу или каратэ и не видоизмененный старый, получивший новое имя. Брюс Ли не изобретал и не составлял нового стиля. Свою задачу он видел в том, чтобы освободить своих последователей от слепой зависимости от любого стиля, любых образцов или систем.

    Джит Кун До - всего лишь зеркало, которое отражает изучающих его, - вот ключ к правильному подходу к обучению ДКД, но, как заметил Ли, "создавать метод борьбы - все равно что налить фунт воды в упаковочную бумагу и попытаться лепить из этого". В сущности, многие воспринимают ДКД как составной стиль военного искусства из-за его многоплановоси и эффективности. В какой-то момент схватка мастеров ДКД может напоминать тай-боксинг или винь-чун, борьбу или каратэ. Некоторые боевые приемы вызывают в памяти филиппинские эскрима и кали, а на ближней дистанции ДКД походит на северный китайский кун-фу или сават.

    Джит Кун До - это стиль и "не стиль". Можно сказать, что он настолько же отстранен от существующих боевых систем, насколько внутренне связан с ними. Так как ДКД не синтезирует все используемые методы и приемы в единый стиль, некоторые считают, что он нейтрален, "аморфен". Опять-таки, относительно ДКД это и верно, и неверно.

    Хороший практикующий боец ДКД руководствуется в бою только подсказкой собственной интуиции. Согласно концепции Ли, боевой стиль не должен быть подобен науке, чьи принципы и законы не могут быть нарушены нигде и никогда. Всегда существуют различия между личностями бойцов, уровнями их физической и духовной подготовки, тренированности, способности ориентироваться в окружающей обстановке, их симпатиях и антипатиях. По Брюсу, как правда - "дорога без направления", так и ДКД - не организация и не общество, в которое можно вступить. "Либо вы понимаете, либо нет - и это все", - говорил он.

    Когда Брюс преподавал китайскую систему кун-фу (это было вскоре после его приезда в США), он применял общепринятые системы. Ли говорил, что тот, для кого важно количество учеников, мог бы пойти по пути создания школы или организации, но лично для себя он не видит в этом необходимости. В таких школах со все возрастающим количеством студентов были бы установлены жестко закркпленные своды обязательных правил, заменяющих индивидуальную работу со студентами. В результате большинство учащихся были бы загнаны в рамки строго определенной системы и уровень их мастерства слишком зависел бы от систематических тренировок.

    Именно поэтому Ли считал целесообразным одновременное обучение немногих студентов. Такой метод требовал бы постоянного наблюдения за каждым студентом со стороны преподавателя, дабы не утратить связь "учитель - ученик". Как Ли часто говорил, "хороший учитель - словно стрелка, указывающая истину. Зная слабые места студента, учитель побуждает его к внешнему и внутреннему самоисследованию, чтобы в конце концов ученик мог достигнуть внутреннего совершенства".

    Боевые искусства (впрочем, как и сама жизнь) существуют в потоке, в движении, постоянно изменяясь. Быть в русле этих изменений очень важно. И, в конечном счете, боец ДКД, говорящий, что ДКД - всего лишь боевое искусство, на самом деле не чувствует его внутренней сути. Он все еще боится войти в него, слиться с ним, пытаясь держаться за вызубренные образцы и приемы, он пленник собственной ограниченности. Такой человек не в состоянии осознать тот простой факт, что истина существует вне всех представлений или образцов. Поиск истины не может закончиться. "Джит Кун До - только имя, всего лишь лодка, на которой можно переплыть реку. На другом берегу она бесполезна, и не стоит нести ее дальше на собственной спине", - говорил Брюс.

    В 1981 году ДКД преподавался только в трех местах: в филиппинской академии Кали в Торрансе, Калифорния, в Шарлотте, Северная Каролина (где Ларри Хартселл обучал нескольких избранных) и в Сиэтле, Вашингтон, под руководством Таки Кимуры. Наиболее полно ДКД изучается в Торрансе, в школе, которой руководим я и Ричард Бустилло. Преподавание ведется исходя из того,что изучающий ДКД должен получить опыт других боевых искусств. Например, в классах 1 и 2 фаз в Филиппинской Академии Кали, студенты изучают западный бокс и кик-боксинг Брюса Ли - юнь-фан.

    Я глубоко убежден, что студенты должны не только усвоить технику, но и получить разнообразный опыт. Иными словами, боец каратэ, который никогда не боксировал, должен провести спарринг с боксером. Что он получит от этого опыта - зависит только от него. Согласно представлениям Брюса Ли, преподаватель не дает готовой истины, он только дает направление к истине, которую каждый студент должен найти сам.


    Вот главная идея, которую Ли хотел передать своим ученикам: превыше всего то, что каждый ученик должен найти свой собственный путь к истине. Он никогда не стеснялся говорить: "Ваша истина - не моя истина, моя истина - не ваша".

    У Брюса не было "общей методики", только ряд руководящих принципов, помогающих вести ученика к мастерству. Используя тренировочное снаряжение и систематический подход, ученик мог разрабатывать скорость, силу, координацию, синхронизацию, выносливость, работу ногами, отрабатывать дистанцию.

    Но Джит Кун До не был для Брюса самоцелью. Это просто побочный результат его собственных занятий боевыми искусствами, его собственное средство для самораскрытия. ДКД был основой для роста его личного мастерства, его личным постижением внутренней свободы, позволяющим действовать единственным образом целесообразно и эффективно не только в бою, но и в жизни. Мы берем у жизни то, что полезно, отбрасываем бесполезное, формируя и обогащая свой неповторимый жизненный опыт. Брюс Ли всегда настраивал своих последователей на изучение дзю-до, дзю-дзюцу, айкидо, западного бокса, он советовал им исследовать китайские системы саморазвития, подобные винь-чуну, добавить к своему опыту элементы кали, эскрима, арнис, характерные особенности пенчак силат, тайского бокса, савата. Он хотел, чтобы ученик сам постигал преимущества и недостатки каждого метода.

    Никакое искусство не может быть выше или ниже любого другого. Вот объективный опыт Джит Кун До: быть свободным от привязанностей, быть свободным в бою, чтобы использовать "отсутствие стиля" как стиль, "отсутствие пути" как путь, чтобы единственным ограничением стало отсутсвие любых ограничений. Не стиль, и не "не стиль" - это и есть Джит Кун До.

    Говоря с точки зрения Дзэн, "в весеннем пейзаже не может быть что-то лучше или хуже. Одни цветущие ветви вырастают длинне, другие - короче".

    Сегодня мы поговорим о Брюсе ли и его необычном смешанном боевом искусства Джит кун до, а также продолжим обсуждать стили, виды и типы лучших и самых эффективных боевых искусств за всю историю.

    И если вы еще не забыли в прошлой статье мы говорили в том числе Бразильского Вале Тудо и Американского ММА из него произошедшего. А также о том, что одним из прообразов лучшего бойца смешанного стиля считается и на самом деле является легендарный Брюс Ли, а заодно, параллельно и создателем одного из самых мудрых и эффективных стилей БИ, но при этом не так много людей знает, что же такого инновационного и интересного.

    Стиль разрабатываемый Брюсом Ли половину своей жизни и довольно подробно им описанный называется «Джит Кун До» (Jeet Kune-D o) , что в что в переводе значит «путь опережающего кулака» .

    Джит Кун До стиль Брюса ли

    При этом сам Брюс ли правда называл и считал его не отдельным стилем боевого искусства или единоборства, а скорее методом изучения и логики поведения во время реального боя, и внимание даже социальной жизни .

    Но при этом естественно изначально этот стиль разрабатывался именно для условий реальной уличной драки в том числе с большим числом противников и применением оружия.

    Сам Брюс ли объяснял свой стиль на примерах приемов из Ушу (Вин Чун , Тай-чи и других), Английского бокса , Джиу джитсу и других эффективных боевых стилей.

    Естественно при этом он основательно переработал техники из всех этих стилей, в основном максимально упрощая их, основывая это тем, что в бою важнее всего эффективность и простота приемов, чем их красота.

    Сам он говорил, что самый простой путь обычно всегда и самый правильный, ведь чем меньше пустых движений и зря потраченной энергии, тем ближе к цели.

    Чем отличается Джит кун до от других видов БИ

    Больше всего Джит кун до отличается от стилей других БИ (боевых искусств) тем что в нем практически нет прямолинейных ударов, бьющихся в готового к их отражению противника .

    Ведь естественно, что удар будет отбит с наименьшей степенью вероятности после какого-нибудь обманного движения или, когда противник сам откроется во время нанесения своего удара или попытки его нанести.

    Кроме того, им были убраны практически все жесткие боевые стойки, ведь боец должен быть подобен воде и уметь приспосабливаться на ходу к любому стилю ведения боя противником.

    Вообще Брюс культивировал идею о том, что выживает всегда «наиболее приспособленный» человек, а не самый сильный, быстрый и ловкий. Хотя и все остальное конечно будет только в помощь.

    Хотя Брюс ли если разобраться вообще не пропагандировал боевых искусств, а больше как действительно мудрый мастер пытался объяснить суть природы «Дао» (есть такая религия) и жизни, которую словами объяснит невозможно, а надо почувствовать.

    Философия Джит кун до

    Основные же полезные навыки которые предлагает философия Джит кунд до и Брюс лично, это умение приспосабливаться к любой ситуации и окружению, и второе это научиться использовать то, что уже когда-то было вам полезных для других целей и в другом виде. Тогда можно добиться успехов во многих областях используя одну и ту же правильную логику, и методы.

    Также, как и в других восточных практиках человеку надо быть постоянно осознанным как в бою, так и в жизни.

    Ведь если есть осознанность и понимание, разум не будет рассеянным и невнимательным, страхи не будут сковывать сердце и тело, тогда внутренняя энергия сможет пробудиться ото сна, и вы почувствуете эмоции и энергию других, и собственно сами будете чувствовать необходимую форму движения.

    Вот тогда по философии Джит кун до с помощью разума вы станете подобным воде, сможете приспосабливаться и делать правильные движения.

    А главное в боевых искусствах это способность духовно выражаться и внутренняя работа над собой. Ведь цель восточных БИ дать способность ученику понять, что он не сможет быть вечно ни «победителем» ни «побежденным». Поэтому главное начать познавать истинную суть которая гласит что:

    Боевая философия Брюса ли

    Противник - это не ваш настоящий враг, настоящий враг это ваше «Я» . Ведь, когда вы боритесь, противник становиться вами. И в бою вы противостоите своим страхам, слабости и своей жизни вообще.

    И как говорил сам Брюс ли «Я участвовал в тысячах боёв и поэтому хорошо знаю, что значит чувствовать подобное. Ты знаешь, что должен выиграть, но выиграть означает победить самого себя». «Боевое искусство похоже на зеркало, в которое вы смотрите перед умыванием. Вы видите себя именно таким, какой вы есть».

    К сожалению, очень долго было бы объяснять в наших скромных рамках подробно данную философию Брюса, но основной смысл - это осознать, что поборов свои страхи и внутренние проблемы можно победить любого . Ну и как говорили мудрецы востока «если сможешь побороть и познать себя» у тебя уже не будет достойных противников .

    Но с сожалению, именно такое глубокое понимание сути этого супер эффективного спонтанного боевого искусства опережать противника в тот момент, как только он подумает о своем ударе или дернется, было доступно только своему создателю и главному мастеру. И по сути, также как и айкидо, является скорее стилем одного мастера, чем до конца разработанным стилем боевых искусств для любого человека.

    Современное Джит кун до

    Хотя справедливости ради стоит заметить, что это боевое искусство несмотря на все это, все же является одним из самых эффективных боевых систем на сегодняшний день и воспитало несколько отличных боевых мастеров и с успехом преподаётся во многих странах СНГ и мира.

    Самым известным мастером является Дэн Иносанто , которому принадлежит право использовать это название официально , и который дополнил на свое усмотрение Джит Кун До ударными техниками Муай Тай и борцовскими приемами из Бразильского Джиу Джитсу .

    А позднее он еще усовершенствовал технику старинного филиппинского боевого искусства «Кали» (также называемое Арнис ) которое предполагает бой палками, ножом или другими подручными предметами.

    Существует и другая более «традиционная» школа Джит кун до, которая вместо филипинских боевых техник использует больше техники традиционного вин чун , карате , и другие азиатские стили. Называются подобные школы обычно «Чжэньфань Джит Кун-До» (Чжэньфань - китайское имя Брюса Ли, данное ему при рождении ), то есть просто в переводе «Брюс ли джит кун до».

    В Хорватии есть школа Томми Карутерса где изучают этот боевой стиль по комплексам которым даны названия животных: Журавль, Обезьяна, Змея, Тигр, Дракон, Леопард, Олень, Орел, Богомол и Медведь.

    Так что если вы действительно сильно хотите попробовать изучать именно сверх эффективную спонтанную боевую систему джит кун до, которая предполагает инстинктивный бой приемами из практически любого известного стиля боевых искусств, умение воспользоваться и любыми предметами для обороны если они вдруг попадут под руку.

    И конечно же, восточной философией достойной лучших и самых мудрых мастеров боевых искусств, при этом не боитесь возможно извращённого понимания его сути исходящее не от самого великого мастера, то у вас есть возможность тренироваться у энтузиастов, его практикующих в России, Украине, других странах СНГ и мира.

    Джит Кун До (дословно - "путь опережающего кулака") был задуман Брюсом Ли в 1967 году. В отличие от многих других боевых искусств в Джит Кун До не существует ни строго определенного свода правил, свойственных только этому стилю, ни набора технических приемов, которые были бы характерны только для Джит Кун До. Он - независим, он - свободен. Вобрав в себя дух всех боевых искусств, этот стиль не стал пленником ни одного из них. Тем, кто понимает сущность Джит Кун До, он дарит силу освобождения, становясь зеркалом их самопознания.

    Многие пытались описать Джит Кун До как оригинальный стиль с помощью привычных терминов: его называли и "кун-фу Брюса Ли", и "каратэ Брюса Ли", и "кикбоксинг Брюса Ли", и "система уличного боя Брюса Ли"... Попытки свести Джит Кун До к "боевому искусству Брюса Ли" показывают полное непонимание сущности этого стиля и того, чем руководствовался его создатель. Концепция Джит Кун До просто не может реализоваться в рамках одной системы. Чтобы понять это, изучающий боевые искусства должен суметь подняться над однозначностью "за" и "против", осознав, что на самом деле, на определенном уровне они неотличимы друг от друга. Понимание Джит Кун До - интуитивное постижение этого единства. Брюс Ли говорил, что знание в воинских искусствах, в конечном счете, означает самопознание.

    Джит Кун До - это не новый стиль кун-фу или каратэ и не видоизмененный старый, получивший новое имя. Брюс Ли не изобретал и не составлял нового стиля. Свою задачу он видел в том, чтобы освободить своих последователей от слепой зависимости от любого стиля, любых образцов или систем.

    Джит Кун До - всего лишь зеркало, которое отражает изучающих его, - вот ключ к правильному подходу к обучению Джит Кун До, но, как заметил Ли, "создавать метод борьбы - все равно, что налить фунт воды в упаковочную бумагу и попытаться лепить из этого". В сущности, многие воспринимают Джит Кун До как составной стиль военного искусства из-за его многоплановости и эффективности. В какой-то момент схватка мастеров Джит Кун До может напоминать тай-боксинг или вин чун, борьбу или каратэ. Некоторые боевые приемы вызывают в памяти филиппинские эскрима и кали, а на дальней дистанции Джит Кун До походит на северный китайский кун-фу или сават.

    Джит Кун До - это стиль и "не стиль". Можно сказать, что он настолько же отстранен от существующих боевых систем, насколько внутренне связан с ними. Так как Джит Кун До не синтезирует все используемые методы и приемы в единый стиль, некоторые считают, что он нейтрален, "аморфен". Опять-таки, относительно Джит Кун До это и верно, и неверно.

    Хороший практикующий боец Джит Кун До руководствуется в бою только подсказкой собственной интуиции. Согласно концепции Ли, боевой стиль не должен быть подобен науке, чьи принципы и законы не могут быть нарушены нигде и никогда. Всегда существуют различия между личностями бойцов, уровнями их физической и духовной подготовки, тренированности, способности ориентироваться в окружающей обстановке, их симпатиях и антипатиях. По Брюсу, как правда - "дорога без направления", так и Джит Кун До - не организация и не общество, в которое можно вступить. "Либо вы понимаете, либо нет - и это все", - говорил он.

    (с) Дэн Иносанто

    Основные идеи

    Брюс Ли в рамках своего искусства боя выдвинул два главных принципа:

    1) единственно верный путь действия – это использование никакого конкретного пути!

    2) единственное ограничение состоит в отсутствии всяких ограничений!

    Боевой арсенал «Джит Кун До» представляет собой физическую сторону искусства, состоящую из наработанных Брюсом Ли технических приемов и движений. Все они берут свое начало из таких видов единоборств как кунг-фу, английский бокс, фехтование и других. Говоря о философии данного Боевого искусства, следует сказать то, что «Джит Кун До» ведет своего последователя к целостному пониманию жизни; при том, что даже поединок является микромоделью жизни. Человеку необходимо быть все время в движении, а действия его должны быть максимально простыми, соответствующими той или иной ситуации. А для этого важно уметь в полной мере использовать то, чем человек располагает на данный момент времени!

    Философия

    Однажды Брюс Ли и Дэн Иносенто ехали на машине, обсуждая искусство фехтования на шпагах. Брюс Ли сказал, что самым эффективным способом контратаки в фехтовании является так называемый «стоп-удар», то есть отражение выпада и контрудар, соединенные в одном движении. Идея заключается в том, что самый экономный способ нанести ответный удар - это прервать действия противника в их кульминационной точке.

    «Мы должны назвать этот способ "стилем кулачного стоп-удара" или "стилем опережающего кулака", - предложил Брюс Ли.

    «А как это будет звучать по-китайски?» - спросил Иносенто.

    «Это будет называться джит кун до», - ответил Брюс Ли.

    Не раз впоследствии Брюсу Ли приходилось сожалеть о том, что он изобрел термин джит кун до. «Это только термин, - говорил он. - Не стоит обращать на него слишком много внимания. Нет такой вещи, как стиль, если ты понимаешь саму суть боя». Брюс Ли совершенно не собирался создавать новый стиль единоборства.

    Однажды кто-то сказал о религиях следующее: «Соберите Великих Учителей в одной комнате - и они во всем придут к согласию. Соберите их учеников в этой же комнате - и они будут спорить из-за всего!» Это же можно сказать и о боевых искусствах. Брюс Ли предвидел, что та же судьба может ожидать и его учение. Он часто говорил о сходстве между религией и боевыми искусствами. Он считал классическое искусство столь же ограничивающим и оторванным от жизни, как и догмы ортодоксальных религий.

    Точно так же Брюс не считал, что один человек должен навязывать свою веру остальным или, напротив, пассивно ждать, когда ему покажут истинный путь. Нет, человек должен нести ответственность за свою жизнь. Когда его однажды спросили, верит ли он в Бога, Брюс ответил: «Если Бог есть, то Он - в каждом из нас. Вы не можете просить Бога дать вам какую-то вещь, Бог - для вашего внутреннего мира».

    Брюс строил свое отношение к жизни на вечных принципах даосизма и буддизма и больше всего его занимала мысль о воплощении живого духа, которым пронизаны подлинное искусство, религия и философия. Но этот дух жив только в тот момент, когда ты соприкасаешься с ним. Духовное просветление или философское озарение могут быть поняты человеком только в момент непосредственного переживания, а не при чтении о чьем-то чужом опыте. Брюс Ли знал, что искусство боя может быть постигнуто только через непосредственный опыт. Не следует никакое описание (в том числе и это) принимать за жизненный опыт.

    (с) http://bruceinfo.nm.ru

    Тактика ведения боя

    Нападение в Джит Кун До: стратегия, скорость, тайминг, обманные движения, точный расчет

    В стиле Джит Кун До (ДКД) почти нет прямолинейных ударов. Практически все удары при нападении проводятся после обманного движения или контратаки.

    Технически совершенным нападением является такое, когда соединяются воедино стратегия, скорость, тайминг, обманные движения и точный расчет. Хороший борец стремится совершенствовать все эти элементы в процессе ежедневных тренировок.

    Вы должны начинать нападение, вооружившись волей, в ответ на действия противника или его пассивность. Например, можно предпринять успешное наступление, когда противник убирает руку с того направления, в котором вы собираетесь наступать. Другими словами, начинаете, когда это направление "открыто", а не "закрыто". Ваш противник движется в противоположном направлении и поэтому должен или совсем изменить направление движения или значительно скорректировать его, а это дает вам время для успешного нападения.

    Простое нападение не всегда может закончиться удачно при разных противниках. Следует учиться варьировать нападение и защиту. Это будет мешать противнику, а вам поможет приспособиться к любому стилю борьбы.

    Вы должны изучать противника. Используйте его слабости и учитывайте его сильные стороны. Например, если ваш противник обладает хорошей блокировкой, то вам нужно следить перед нападением какое-то обманное движение с тем, чтобы озадачить его и осложнить проведение блокировки.

    Вид нападения зависит от вида защиты. Если ваш противник обладает такой же силой, что и вы, то вам будет трудно при нападении, если вы не помешаете организации его защиты. Например, чтобы осложнить противнику защиту руками, вам нужно построить свое нападение из полукруговых и круговых движений. Но эта техника не будет эффективной, если противник будет парировать ваши удары простыми блокировками со стороны. Поэтому ваше нападение должно быть основано на ожидаемой реакции противника.

    Уникальная и эффективная система Джит Кун До (китайское — «путь опережающего кулака») была предложен в 1967 году мастером и популяризатором единоборств в кино Брюсом Ли. Данному стилю боевых искусств не характерны ни строгий свод правил, ни определенный набор технических приемов.

    Сам основатель называл Джит Кун До (англ. Jeet Kune Do) не «стилем» боевых искусств, а именно «методом», так как, согласно философии Брюса Ли, этот метод можно применять в любом виде единоборств.

    Видео: «Золотой дракон» — Джит Кун До, урок первый

    По мнению Брюса Ли, Джит Кун До являлся вовсе не новым стилем каратэ или Кунг-фу и не видоизмененным старым, которому дали новое название. Свою задачу Брюс Ли видел лишь в том, чтобы освободить от слепой зависимости своих последователей от любого стиля, любых систем или образцов. Он решил создать этот метод после профессионального овладения Вин Чун, Джиу-джитсу, Кунг-фу и боксом, совместив в нём все элементы данных стилей. В Джит Кун До почти отсутствуют прямолинейные удары. При атаке удары наносятся только после совершения обманного движения или после контратаки.

    Скорость ударов Брюса Ли не позволяла их снимать на камеру, поэтому во время съемок он намеренно бил медленнее

    Брюс Ли (настоящее имя Ли Джан Фен) родился 27 ноября 1940 года в городе Сан-Франциско штата Калифорния в семье актрисы и оперного певца. Впервые снялся в фильме в возрасте трех месяцев. В 6 лет сыграл главную роль в фильме «Зарождение человечества». Большую часть жизни прожил в Гонконге. Окончил университет в Вашингтоне по специальности философия. Там же познакомился со своей будущей женой Линдой Эмери. В 1965 году у него родился сын. Создал собственную школу боевых искусств, где тренировал своих учеников, и которую впоследствии назвал «Джит Кун До». На протяжении всей своей жизни активно снимался в фильмах и к концу 1972 года стал звездой кинематографа. Основал собственную кинокомпанию и успел выпустить свою первую картину «Путь Дракона». Но всего за один месяц до выхода премьеры фильма Брюс Ли скоропостижно скончался в возрасте 32 лет от отека головного мозга.

    Спарринг в Джит Кун До

    В процессе преподавания в собственной школе Брюс Ли считал целесообразным одновременно обучать только нескольких студентов. Такой метод давал возможность постоянно наблюдать за каждым студентом, чтобы не утратить связи учителя с учеником и помочь развитию их внутренних способностей. Он также считал, что настоящий боец Джит Кун До это тот, кто понимает всю сущность данного метода, и только такие люди смогут постичь силу освобождения, становясь при этом зеркалом самопознания. Лучший практикующий боец всегда должен руководствоваться в бою только собственной интуицией. Согласно учениям Ли, боевой стиль никогда не должен быть схож с наукой, в которой существуют строгие законы и принципы, и они никогда не могут быть нарушены. Среди бойцов всегда имеются различия между их личностями, уровнями их тренированности, физической и духовной подготовки, способности ориентироваться в любой обстановке, а также их симпатиях и неприязнях.

    Брюс Ли с маленьким сыном Брэндон Ли за 25 лет до его гибели

    Джит Кун До вначале был предназначен для успешной самозащиты в уличных драках. В технике боя данного метода встречаются английский и филиппинский боксы, а также такие стили восточных единоборств, как Джиу-джитсу, Кунг-фу, Тай чи с обобщенным использованием всех техник, но со своей отдельной спецификой. К примеру, из поединка Кунг-фу Брюс Ли убрал все стандартные варианты ответов и контратак, а также «твёрдые» защитные стойки, но сохранил все блоки и перехваты, ударные техники, только с их упрощенным использованием.

    Юные бойцы Джит Кун До на открытом чемпионате г. Тулы

    У Брюса Ли не было общей методики преподавания, он использовал только руководящие принципы, которые помогали бы ему вести ученика к высшему уровню мастерства. Постоянно используя в ходе тренировок спортивное снаряжение и индивидуальный подход, ученик был способен разработать силу удара, скорость, координацию, а также работу ногами и сильную выносливость. Джит Кун До не был для Брюса конечной целью. Данный метод являлся побочным результатом его личных занятий боевыми искусствами и служил основой для роста уровня мастерства. В 80-х гг. Джит Кун До преподавали только в трех заведениях: в Филиппинской Академии в Кали штата Торранс, в Шарлоте штата Северная Каролина и в Сиэтле штата Вашингтон.

    Сдача на пояс Джит Кун До в России, 2013 год

    Наиболее полное обучение велось в Филиппинской Академии, где кроме изучения Джит Кун До, студенты также получали опыт и других боевых искусств: западный бокс, кикбоксинг, дзюдо и др. Сейчас этот метод популярен во всем мире благодаря ученику Брюса Ли Дэну Иносанто. Он является продолжателем идеи Брюса Ли в Академии единоборств Филиппин - Кали, где во время поединка применяются одна или две деревянные палки, нож или какой-нибудь другой предмет, который оказался под рукой. В других школах Джит Кун До филиппинские техники не используются, а применяют технику карате, Вин Чун, Кунг-фу и многих других стилей. В программу изучения метода Джит Кун До входит 10 учебных и столько же боевых комплексов, а также всевозможные тесты для определения и улучшения силы и частоты ударов, скорости, разбивание различных предметов, поединки с одним и несколькими соперниками.

    Расстояние между двумя опытными борцами непрерывно изменяется, пока оба ищут положение, чтобы иметь преимущество. Лучше всего всегда занимать позицию вне досягаемости удара противника, но находиться при этом не слишком далеко, чтобы в любой момент вы могли совершить нападение, сделав лишь небольшой шаг вперед. Расстояние зависит не только от вашей скорости и подвижности, но также от скорости и подвижности противника.
    В обычном боксе боксеры стоят ближе друг к другу; нежели в китайском боксе, т.к. здесь используются и удары ногами. Нога длиннее руки, и боксер, работающий в стиле китайского бокса, имеет большую досягаемость.
    В джит кун-до существуют три различных вида расстояния, используемые во время борьбы. Повсеместно и чаще всего наибольшая удаленность противников друг от друга используется тогда, когда вам ничего не известно о мастерстве вашего соперника и его намерениях, как изображено на фотографии 1, но вы хотите "испытать" или "почувствовать" противника. Если вы защищаетесь, разумнее находиться подальше от противника. Но если речь идет о длительной борьбе, расстояние будет действительно верным тогда, когда вы можете победить противника скоростью и подвижностью.
    Даже обладая очень большой скоростью нанесения ударов, трудно избежать удара противника, находящегося вблизи вас. Тот, кто обычно начинает нападение с малого расстояния, имеет преимущество. Но нападающий, который не может правильно оценить расстояние, не добьется успеха, даже если обладает точностью удара, скоростью и может рассчитать время нападения.
    Когда вы уверены, что "почувствовали" противника, можете приблизиться к нему, как показано на фотографии 2. На таком расстоянии вы находитесь вне досягаемости ударов противника, но достаточно близко, чтобы самому совершить нападение. Это самое верное расстояние, если вы хорошо чувствуете время нападения. Опытный борец будет маневрировать до тех пор, пока не заставит противника уменьшить расстояние и, таким образом, он не сможет избежать западни.
    Среднее расстояние дает вам возможность уклониться от любого удара, быстро отступив назад. Но подобную тактику защиты не всегда можно применить, потому что она сводит на нет контрнападение или осуществление собственного нападения. В джит кун до (ДКД) вы отступаете ровно настолько, чтобы избежать удара, но сохраняете при этом достаточное расстояние для контрнападения.
    Борьба на близком расстоянии является обычно следствием нападения или контрнападения. На таком расстоянии трудно защищаться, если вы не совершили захват рук противника. Преимущество на этой дистанции всегда имеет тот, кто начал нападение. На близком расстоянии, показанном на фотографии 3, борец, более искусно работающий руками, победит того, кто более опытен в работе ног.
    В отличие от спортсменов европейского бокса, в китайском боксе боксер должен быть готов к защите от ударов локтями, коленями, головой и другими частями тела, особенно в борьбе на близком расстоянии. Он должен знать, что противник может совершить захват и опрокинуть его на землю.
    В европейском боксе боксерам трудно оказаться на близком расстоянии, но когда они находятся непосредственно друг перед другом, им также тяжело оставаться в таком положении. В китайском боксе, где удары наносятся и ногами, очень трудно достичь близкого расстояния, но если боксеры оказываются в подобном положении, борьба быстро будет завершена, т.к. существует много силовых технических приемов для борьбы на таком расстоянии.
    В близкой борьбе важнее всего заблокировать ведущую ногу противника, поставив свою ногу так, как показано на фотографии 3. Это необходимо выполнить автоматически, потому что в близкой борьбе все свои силы борец должен сосредоточить на технических приемах борьбы руками.
    Ли приделал металлическую трубку к своему деревянному манекену, имитируя "ногу" противника (посмотрите на фотографии 4 и 5).
    Поначалу он внимательно следил за тем, чтобы всегда правильно ставить свою ведущую ногу к "ноге" манекена, но после нескольких месяцев упражнений это движение стало естественным и автоматическим.

    Маневр, который Брюс Ли часто применял в борьбе на близком расстоянии, заключался в том, чтобы своим телом прижать противника и вывести его из равновесия, как изображено на фотографиях 6 и 7. Подобная тактика может применяться против любого противника, даже если он тяжелее или сильнее. Этот прием отрабатывайте с партнером, при этом согните колени, центр тяжести тела перенесите на переднюю ногу и сильно толкните противника. Вы должны двигаться вперед, перебирая ногами, а руками и корпусом тела заблокировать руки противника. Тайна этого приема заключается не только в работе плеч, когда вы толкаете противника, но и в развороте корпуса тела.

    Когда ваш противник поскользнется и станет отступать назад, свободной рукой вы можете его ударить или опрокинуть на землю. Это очень верный технический прием, потому что противник не может ответить контрнападением. Он совершенно выбит из равновесия, чтобы иметь возможность ответить на нападение.
    Хороший борец всегда маневрирует и старается остаться на таком расстоянии от противника, которое его больше всего устраивает. Он находится вне досягаемости удара противника и терпеливо ожидает настоящего момента, чтобы приблизиться к противнику или притянуть его к себе. Он может совершить нападение, когда противник движется к нему или когда видит возможность в момент изменения положения противника.
    Нападение или отступление должны быть быстрыми и решительными. Противник не должен предвидеть ваши движения до тех пор, пока не будет слишком поздно для его защиты или контрнападения. Идеальным моментом для нападения является тот, когда противник неподвижен.
    Расстояние настолько важно, что даже и маленькая ошибка в досягаемости может сделать нападение безопасным. Вы должны совершить нападение за секунду до того, как противник окажется на желательном расстоянии от вас, а не после того, как он окажется на этом расстоянии. Это как в футболе, когда нападающий вбегает в ворота прежде, чем ему с фланга направят мяч.