Войти
Спорт в большом городе
  • Вредны ли аминокислоты BCAA для организма?
  • Меню для набора массы мужчине на неделю
  • Как сделать кубики на животе — упражнения йоги для развития пресса
  • Программа питания для набора мышечной массы
  • Как накачать ноги в домашних условиях
  • Как правильно качать пресс в домашних условиях, чтобы убрать живот и бока?
  • Тибетская йога дыхания и движения игорь рыжов. Тибетская йога дыхания и движения. Око Возрождения. Тендзин Вангьял Ринпоче. Тибетская йога движения: корни уходят в древность

    Тибетская йога дыхания и движения игорь рыжов. Тибетская йога дыхания и движения. Око Возрождения. Тендзин Вангьял Ринпоче. Тибетская йога движения: корни уходят в древность

    Йога – это практика для многих восточных теорий. Её используют индуисты и буддисты, а теперь взяли на вооружение и европейские эзотерики. Из Индии к нам пришла привычная хатха-йога. Но ещё в древности в других районах Азии практиковались иные виды практики. Тибетская йога, также называемая янтра-йогой, столетиями преподавалась буддийскими монахами в пещерах.

    Тибетская йога движения: корни уходят в древность

    Это и есть янтра – движение

    Тибетская йога – это буддийская параллель индуистской хатха-йоги. Второе её название – янтра-йога. Слово «янтра» — это, прежде всего, изображения для медитаций наподобие мандалы. Но так же оно значит «движение», потому эту практику восточных монахов называют ещё «тибетская йога дыхания и движения». Она представляет собой комплекс физических и дыхательных упражнений, наподобие хатха-йоги. Но янтра отличается тем, что всё внимание здесь сосредоточивается на движении.

    Хатха-йога базируется на статичных асанах. В ней есть динамические крийи и виньясы, но основа, всё-таки, в статике. Тибетская йога дыхания и движения основывается на том, что в упражнении ценно каждое мгновение. Значит, нужно одинаково внимательно относиться к входу в асану, нахождении в ней и к выходу из неё, всем этим этапам уделяется равное количество времени.

    В книге «Тибетская йога тела, речи и ума» говорится о том, что янтра была создана в VIII веке. Она содержала комплекс ца лунг, и многие другие упражнения. Всё это могло остаться тайной практикой буддийских лам, но в середине прошлого века Тибет был охвачен войной. Многие учителя оказались в изгнании в Европе. Так янтра, ца лунг и другие практики стали доступны и нам. Сейчас даже можно найти видео, обучающее тибетской йоге.

    Хатха и янтра: основные различия двух видов йоги

    Тибетская йога дыхания и движения – это комплекс из 108 асан. Цифра немного надуманная, ведь количество упражнений было «подогнано» под число томов в сборнике высказываний Будды. Тем не менее, ламам хватает. Янтра имеет и другие особенности.

    Как уже было сказано, главное в этом виде йоги – не статика, а движение. Здесь нет длительного удержания какой-либо асаны. И в его основе упор, скорее, не на позы, а упражнения.

    • Здесь меньше внимания уделяется физическим нагрузкам. Например, упражнения ца лунг гораздо легче, чем сурья намаскар из хатха-йоги. Почти весь тибетский комплекс можно выполнить сидя. В индийской традиции считается, что физические нагрузки помогут нам сконцентрироваться и сосредоточиться. Тибетская йога тела, речи и ума предлагает достичь этой концентрации, используя несложные упражнения и усилие воли;
    • В янтра-йоге не соблюдается принцип симметрии. То есть, сделав упражнение на одну сторону, не нужно повторять его в зеркальной аналогии. Женщины и мужчины выполняют их с разных сторон. Это объясняется тем, что энергия в их телах течёт по-разному;
    • Долгое время тибетская йога тела, речи и ума была доступна только единицам. Поэтому её упражнения овеяны флёром мистицизма. Их часто берут на вооружение модные европейские эзотерики. Вот почему так трудно отделить зёрна от плевел, и разобраться, где древняя традиция, а где – новомодные мистические веяния.

    Тибетская йога: показания и противопоказания

    Считается, что янтра больше всего подходит активным энергичным людям, которые не могут долго усидеть на месте

    Янтра – это вид йоги, который легко освоит даже новичок. По крайней мере, это касается физического аспекта практики. Предполагается, что во время него мы проделываем глубокую духовную работу. Например, внимание здесь нужно концентрировать исключительно волевым усилием. Большое время уделяется медитативным практикам. А во время медитации, как известно, не накачаешь пресс или бицепс.

    Поэтому, если вы ожидаете большой физической работы, вам лучше выбрать хатха-йогу, или аштанга-виньяса-йогу. В остальном у тибетской йоги нет противопоказаний. Ей можно заниматься даже дома, используя видео.

    Этот вид йоги подходит беременным женщинам, людям с ограниченными физическими возможностями и пожилым. В каждом конкретном случае её упражнения можно адаптировать для нужд практикующего.

    Считается, что янтра больше всего подходит активным энергичным людям, которые не могут долго усидеть на месте (или устоять в одной асане). Она снимает накопившееся напряжение. Но при этом вы не устаёте и не тратите сил.

    Практикуем ца лунг, или как пустить ветер в энергетические каналы

    Раньше ца лунг практиковался только в уединённых тибетских монастырях. Теперь видео этого комплекса можно легко скачать в интернете, или записаться на семинар по этой практике.

    Ца лунг значит «ветер течёт в каналах». В ходе этого комплекса упражнений мы учимся управлять дыханием. Энергия в нашем теле здесь называется ветром, отсюда и поэтическое название. Освоив ца лунг, можно изменить свой взгляд на повседневность, уменьшить негативные эмоции и накопить энергию в теле.

    В тибетской медицине утверждается, что эти упражнения помогают не только с духовными проблемами, но и с физическими. Если посвятить комплексу ца лунг хотя бы 15 минут в день, можно укрепить сердечно-сосудистую систему, поддержать позвоночник, наладить работу пищеварения и репродуктивной системы. При ежедневном выполнении результаты будут видны через два месяца.

    Итак, с утра выпиваем стакан горячей воды и принимаемся за асаны. Ноги нужно сложить по-турецки или в позу лотоса. В начале каждого упражнения делаем вдох, задержку дыхания, выполняем описанное и выдыхаем. Чтобы было понятнее, можно использовать видео.

    1. Наклоны головой. 5 раз резко и неглубоко выполняем их вправо, влево, затем – вперёд и назад. Если у вас проблемы со щитовидной железой или носоглоткой, следует особое внимание уделить этому упражнению;
    2. Положите руку на низ живота. Большим пальцем другой руки резко опишите над головой круг. Повторите для остальных пальцев. Выполняйте чаще, если у вас есть проблемы с позвоночником или сердцем;
    3. Сложите кисти рук на правом колене и вращайте туловищем 5 раз справа налево. Повторите в зеркальном варианте. При необходимости, используйте видео-инструкции. Выполняйте каждый раз, когда чувствуете проблемы с пищеварением;
    4. Скрутитесь 5 раз вправо, затем 5 раз влево. Голова продолжает движение позвоночника. Если вы чувствуете дисбаланс или неуравновешенность, выполняйте чаще;
    5. Обопритесь на кулаки и попытайтесь как бы подпрыгнуть, 5 раз оторвав таз от пола. Это улучшает кровообращение в области половых органов, избавляет от проблем с почками.

    Постарайтесь концентрироваться на дыхании и движении — и тогда всё получится, и возможно, вы приблизитесь к состоянию медитации и тибетская йога станет частью вашей жизни!

    Человек, который многие годы провел, как отшельник, выполняя тайные упражнения с целью трансформации ментальных и физических аспектов своего существа, называется йогом. В результате этого достигается контроль над собственным умом и телом. Многие люди интересуются тибетской йогой, в которой много загадок и тайн.

    Йоги, которые жили в Тибетских горах были самыми таинственными. Горы Тибета обладают множеством тайн и легенд. Европейцы не могли попасть туда из-за труднопроходимой местности. Но там находится большое плато, окруженное горами, где жили люди с уникальными способностями. Тысячу лет Тибет был загадкой для жителей Запада.

    Лишь под конец 19 века научная экспедиция впервые посетила горы Тибета. Европейцы привезли в мир эксклюзивные фото, давшие толчок для появления новых историй из области фантастики.

    Тибетская философия была очень близка к тому, что думали о ней европейцы. Первыми поселенцами Тибета были кочевники, которые только по прохождению длительного периода времени смогли приспособиться к жизни в горах. Солнце высушивало людям глаза, а внезапно появившийся град мог выбить весь урожай. В древности Тибетские жители имели кровопролитные сражения с захватчиками. Поэтому они сконцентрировались внутри самих себя для обретения спокойствия души.

    Для объединения тибетских племен их правитель обратился к помощи индийских святых, которые и дали учение народу о буддизме.

    Тибетцы приняли взгляд о том, что жизнь – это беспрерывный поток перерождений человека. На каком уровне будет будущая жизнь, которая зависит только от твоей жизни в настоящем. Нравственными основами стало сострадание к другим, нежелание приносить вред окружающему миру. Ежедневным ритуалом было накопление хороших поступков.

    Постоянное чтение молитв сопровождалось специальными барабанами, которые посылали любовь всему живому.

    Вся жизнь тибетцев закрутилась вокруг новой религии. Начали строиться множество монастырей, где хранились самые древние тексты молитв.

    Тибетские барабаны с мантрами используются во время молитв и медитаций

    В монастырях обучали астрономии, живописи, музыке и многим другим дисциплинам. Практически каждый житель Тибетских гор был монахом. Обучались дети с самого раннего возраста. Чтобы получить докторскую диссертацию необходимо было 20 лет. Взрослого учителя именовали «лама».

    В такой среде и появились наиболее продвинутые жители цивилизации Тибета – йоги, среди них были Великие Йоги Тибета.

    Но в 1946 году китайские коммунисты во главе с Мао Цзе Дуном заявили о своем праве на тибетские земли стратегического значения. Под предлогом освобождения жителей Тибета от архаического способа жизни солдаты Китая вторглись на территорию гор и стали захватывать деревни и монастыри. Это было страшное кровопролитие и издевательство над тибетскими жителями. Многие тибетцы спаслись бегством в Индию, где снова основали свои школы и монастыри.

    Чем отличаются тибетские йоги от индийских

    Тибетские йоги имели свои отличительные особенности от индийских. Так, йоги Тибета развивали свой ум, а индийские йоги больше концентрировались на совершенствовании своего тела.

    Йоги Индии проводили свои обучения на глазах у толпы, а тибетские – наедине.

    Йоги Тибета – это монахи, желающие на собственном опыте исследовать весь потенциал буддизма с целью достичь чувства просветления. Они годами сидели в запертых пещерах и интенсивно очищали свое сознание умственными и физическими упражнениями. Жители Тибета уважали и почитали йогов, которые давали веру в то, что можно преодолеть любые препятствия на Земле. Тибетцы активно искали воплощение Будды на Земле. Далай Лайма стал одним из таких воплощений.

    Педагогическая система обучения тибетских лам основывалась на методе получения знаний из собственного опыта, без наставлений и поучений. Такая практика обучения дает способность к самостоятельному мышлению.

    В 2002 году вышел документальный фильм «Великие йоги Тибета», в котором рассказывается как йоги пошли на большой риск, чтобы сохранить свои практики в тайне. В фильме они дают интервью, чтобы сохранить свою исчезающую культуру для будущих поколений.

    Этапы обучения тибетских йогов

    Образовательную систему обучения тибетских йогов можно разделить на три этапа.

    Предварительный

    Этот этап основан на активной работе этического и интеллектуального направления, поэтому изучаются канонические тексты, которые рекомендует наставник. Также ученику предлагается предварительный курс психоэнергетической тренировки, что подготовит его к основам духовной практики. На предварительном этапе принимали обет Бодхисаттвы, что означало посвящение своей жизни духовному развитию и состраданию к окружающим. Развивалось терпение, человек освобождался от ложных привязанностей и желаний, постоянно медитировал. У адепта начинается усиленная работа над искоренением собственных пороков, устранением эгоистических проявлений и обязательное развитие положительных качеств.

    Этическое совершенство ускоряется с применением психоэнергетических практик. Так, важную роль в начале обучения играет работа с йидамом, включающая два этапа:

    1. Формирование образа существа из мифологии, который объединял в себе много положительных качеств важных для адепта (это делалось с помощью наставника, учитывая индивидуальность ученика).
    2. Полное индентифицирование с выбранным образом.
    3. Практика отождествления с образом проходит по всем этапам. Ученик полностью вживается в образ, начинается восприятие и ощущение окружающего мира с точки зрения йидам. Человек полностью освобождается от прежнего мышления и привычек, вырабатывает новое отношение к жизни.

    Специальные обряды проходят на кладбищах для размышления о смерти и бренности тела. Ученики по другому начинают относиться к отпущенному им времени на Земле. Вырабатывается состояние спокойствия к тому, что очень отталкивает и к тому, что сильно привлекает.

    Также проводится множество упражнений для приведения тела и биоэнергетики в порядок. Для этого используют асаны, похожие на хатха-йогу. Развивают способность высокой концентрации визуализации, установления «ментальной паузы». С этой целью применяют специальные ритуалы, молитвы, мантры, психофизические, дыхательные упражнения, янтры (символические диаграммы) и.т.д.

    После курса предварительного этапа ученик переходит на основной этап.

    Основной этап

    На основном этапе ученик совершенствуется в психоэмоциональной сфере. Применяется искусство визуализации, ярко формируя образ божества. Ученик начинает ощущать совершенно другие спектры в эмоциональном и энергетическом состоянии. Данная практика вырабатывает способность постижения многомерности пространства. Визуализацию применяют для очищения и развития чакр, энергетических каналов, а также с целью привести в совершенство все энергоресурсы организма.

    Активно применяется практика работы с образами мантр, таттв (стихий), цветовой гаммой, предметами, процессами и др.

    Образные представления оказывают высокую эффективность, чтобы регулировать физическую работоспособность. Это отлично показывает техника медитативного бега – лун-гом. При помощи визуализации специальных образов, непрерывно мысленно проговаривается мантра, в соответствии с которой регулируется дыхательный ритм и такт движений. Такой прием позволяет лун-гом-па бегать на длинные дистанции без отдыха, легко преодолевать препятствия, которые встречаются на пути.

    Описание медитативного бега можно найти в книгах Карлоса Кастанеды.

    На основе духовных тренировок применяются в буддизме техники «Пути формы». Наиболее известны шесть техник Наропы (знаменитый учитель Ваджраяны):

    • Туммо (психическое тепло или внутренний огонь)
    • Гийю-лус (работа с «иллюзорным телом)
    • Ми-лам (техника сновидений)
    • Од-сал (достижение Ясного Света)
    • Бардо (работа в состоянии промежуточного ощущения между смертью и новым рождением)
    • Пхо-ва (перенесение сознания)

    Это достаточно трудный и длительный этап, чтобы усвоить его может пройти 20, 30 лет, иногда вся жизнь.

    Но если ученик доходит до заключительного этапа, индивидуальное сознание переходит в другую реальность, что позволяет открывать новые возможности для работы с сознанием.

    Заключительный этап

    Заключительный этап также является достаточно длительным. Это умение достигать состояния Нирваны более глубоко до Алмазного тела, что дает возможность перейти в высшую пространственную мерность, означающую окончательное Освобождение.

    Для этого используются практики «Пути Форм», а также «Бесформенного Пути». Методов достижения уровня Ясного Света (од-сал) множество. Разработаны специальные упражнения, которые выполняются в определенное время суток. Вот пример одного из упражнений, выполняющегося в дневное время:

    • Ученик входит на состояние «ментальной паузы».
    • Переход на глубинную медитацию.
    • В состоянии медитации ученик раскрывает в себе Ясный-Свет-Дитя и совмещает его с Фундаментальным Ясным Светом.
    • На Заключительном этапе адепт имеет цель перейти в слияние с Божественным Сознанием, что приводит к пониманию единства Бога со своим Творением (это и есть окончательное Освобождение).

    Великие святые Тибета знали множество разнообразных практик для обучения своих учеников. Одним из таких был святой Миларепа (Миларайпа). Русские читатели узнали о Великом тибетском Святом Миларепе из книги Н.К. Рериха «Миларайпа Услышавший», редактированной знаменитым антропологом и востоковедом Эвансом-Вентцой. На Западе о жизни Миларепы создано множество публикаций на английском, французском и немецком языках. Он входит в звание «великие йоги Тибета».

    Тибетский ученый лама Кази Дава-Самдуп сделал наиболее полный перевод на английский язык тибетского подлинника в 1928 г. Данная книга будет интересна всем любителям Восточной культуры. Она не единожды переиздавалась на просторах Европы и Америки, также как известные книги Эванса-Вентца: «Тибетская книга мертвых», «Тибетская йога и тайные учения», «Тибетская книга о Великом Освобождении».

    В книге о Миларепе описана его биография, записанная с его слов, также изложены его проповеди и поэтические произведения. Написана более 800 лет назад.

    Великий йог Тибета Миларепа является наиболее почитаемый из святых буддистов. В молодости он совершал преступления, но смог искупить их ценой жестоких страданий и испытаний, что позволило ему подняться на самую высокую ступень святости.

    С помощью работы над собой, самодисциплины Миларепа смог заставить свой ум не воспринимать навязчивость (с йогической точки зрения, нежелательного влияния), освободиться от оков привязанности к иллюзорному фантасмагорическому миру.

    Возрастающее производство товаров для обеспечения жизни людей, особенно на Западе, на которые люди тратят много своей энергии и времени, являлись для Миларепы, также как и для Будды, препятствием к Правильному Образу жизни.

    По учениям Миларепы, целью жизни не должно быть довольствие, богатство и комфорт, а напротив – удаление от этого. Он с жалостью смотрел на тех, кто стремился к роскоши.

    Великие тибетские йоги уделяли много внимания йоге во сне.

    Тибетская йога сна и сновидений

    Большинство времени мы проводим в состоянии сна. В тибетской йоге сон имеет важное значение, существует понятие «йога сновидений». Книга Тендзин Вангьял Ринпоче «Тибетская йога сна и сновидений» написана в 1998 г. В ней подробно расписаны наставления по йоге сновидений. Предлагаются подготовительные практики, которые выполняются не только ночью, но и в дневное время. Для тибетских йогов видение осознанных снов не является самоцелью. Это дополнительное направление более высокого уровня, что ведет к освобождению. Автор книги – лама тибетских традиций Бон. Сейчас он проживает в штате Вирджиния, возглавляет Институт Лигминча.

    Тендзи Вангъял Ринпоче говорит, что если ночью впадать в забытье, то нет шансов сохранить осознание, если во сне придет смерть.

    Если взглянуть на свои переживания во сне, можно понять какие чувства будут преобладать в смерти. Взглянув на свои переживания, можно обнаружить насколько вы пробуждены. После йоги Сновидений основывают еще более высокую практику — йога Ясного Света, целью которой является сохранение самосознания в момент глубокого сна. В это время ум и чувства останавливают свою деятельность.

    В результате освоения йоги сновидений возрастает любовь и свобода не только в бодром состоянии, но и во время сна.

    В «Тибетской йоге сна и сновидений» расписаны сильные методики продвижения по направлению Освобождения.

    В книге сны делятся на три группы:

    • Сансарные сновидения
    • Сны ясности
    • Сны Ясного Света

    Различия двух первых видов определяют по их причинам, где спящий человек может сохранять осознанность или не сохранять. В практике Ясного Света есть осознанность и нет разделения на объект и субъект. В силу освоения йоги сновидений, сны становятся яснее и подробнее. Человек способен запомнить большую часть из всего сна.

    Большая часть людей видят только сансарные сны, в основе которых заложены события и эмоции повседневной жизни. Временами люди видят Ясные Сны, но такое происходит редко. Регулярность Ясных снов зависит от работы над собой в направлении сновидений.

    В книге говорится о том, что сновидения могут применяться сами по себе, как духовная практика. Автор хорошо раскрыл не только теорию, но и практику. Очень интересно подан материал о важных вещах, плавно переходящий в плоскость практики. Логично обоснована последовательность упражнений, их длительность, цель, результат.

    Т.Д. Ринпоче говорит, что такая практика работает, но она сложна. Иногда необходимо время, чтобы насладиться результатом. Книга глубоко раскрывает смысл методики, в отличии от поверхностных видео-роликов. По мнению автора качественность сна зависит от внутреннего и духовного роста, поэтому очень важна систематическая работа над собой.

    Некоторые люди утверждают, что уже после прочтения книги сны улучшаются, т.к. происходят внутренние изменения.

    Важное значение для йогов имеет умение правильно дышать в дневное и ночное время.

    Важно отметить книгу Тендзин Вангъял Ринпоче «Тибетская йога дыхания и движения». Духовные учителя огромное значение придавали силе дыхания. В книге объясняются основы и нюансы выполнения двух сильных практик: Девять очистительных дыханий и Ца-Лунг. Такие методы более тонко воздействуют на умственное сознание. Благодаря работе пяти чакр и трех энергетических каналов, во время дыхания человек положительно меняет отношение к собственному «Я» и окружающим людям. Изменяется мышление, поведение и.т.д. Чтобы овладеть такими практиками дыхания, необходимо иметь глубинные знания философии буддизма.

    Доктрина сна

    Доктрина состояния сна складывается из четырех ступеней:

    1. Постижение
    2. Превращение
    3. Осознание того, что состояние во сне – Майя
    4. Медитирование на Самостью Состояния Сна

    Рассмотрим упражнения первой ступени Постижение (Состояние природного сна).

    Постижение Силой Решимости

    Направить усилия к решимости, сохраняя целостность сознания, как в состоянии бодрствования, так и во время сна. Придерживаться идеи, что все вокруг состоит из субстанции снов, а вы должны сохранить их истинную природу. Ночью во сне молись гуру, чтобы постичь состояние сна. Принять твердое решение: «Я постигну состояние сна». Запомнить, что все вещи есть результатом причин, которые полностью основаны на побуждениях или решениях.

    Постижение Силой Дыхания

    Необходимо засыпать на правом боку, как лев. Большим и указательным пальцем правой руки зажать пульсирование горловых артерий, заткнуть ноздри. Слюна должна скапливаться в горле. Такой прием йогин применяет и в состоянии бодрствования, и для перехода из одного состояния в другое.

    Постижение Силой Визуализации

    Это упражнение состоит из трех этапов:

    1. Визуализация
    2. Извлечение пользы от визуализации по максимуму
    3. Предотвращение рассеивания Содержимого Сна

    Представьте, что вы являетесь божеством Ваджра-Йогини и в горловом психическом центре визуализируйте слог «АХ» яркого красного окраса, сияющий, являющияся воплощением Божественной речи. Умственной концентрацией на сияющем «АХ», постигается сон.

    Посередине психических центров сердца и горла находится трубкоподобный психический орган, внутри которого есть жизненная сила. Если она в состоянии покоя – будет только сон, а если в движении – сновидения. Поэтому и важно в такой визуализации сосредотачиваться на горловой психический центр. Визуализируя слог «Ах», который излучает сияние, освещающее все феноменальные вещи, становится понятно, что они нереальные.

    Чтобы извлечь наибольшую пользу от Визуализации, нужно перед наступлением ночи попытаться постичь природу состояния сна с помощью визуализации, как описано выше. На рассвете семь раз проделать «горшкоподобное» дыхание. Стараться одиннадцать раз постичь природу Состояния Сна. Сознание сконцентрировать на точке, расположенной между бровями. Темпераментному человеку следует визуализировать точку красного цвета. При нервном темпераменте – зеленого.

    Если такие методы не помогают в постижении сна, тогда необходимо медитировать над этой точкой. В утреннее время 21 раз проделать «горшкоподобное» дыхание. Сделав 21 раз усилий для постижения природы состояния сна и благодаря концентрации сознания на черной точке, размером с таблетку у основания полового органа, вы сможете постичь природу состояния сна.

    Предотвращать Рассеивание Содержимого Сна можно в состоянии бодрствования, усталости, умственного или физического расстройства, в результате состояния негативизма.

    В состоянии бодрствования человек часто очень близко находится в постижении сна с помощью силы мысли. Человек питается и выполняет физическую работу или упражнения. Так сон становится глубже, что избавляет от рассеивания.

    После умственного или физического расстройства рассеивание происходит, если человек видит много разных снов и не может вспомнить ни один, когда пробуждается. Чтобы этого не было, нужно убрать осквернение и нечистоту, принять посвящение САМАДХИ, визуализировать точку, расположенную внутри корня полового органа. Только так уйдет это рассеивание.

    Неспособность снов к появлению происходит в результате негативности. Чтобы преодолеть такое рассеивание, нужно медитировать, сосредоточив внимание на точку в корне полового органа и поклоняться с жертвоприношениями ВИРАМ и Дакиням.

    Пять жемчужин Тибета

    Тибетские ламы имеют свою особенность. Они удивительно спокойны и рассудительны. До глубокой старости они сохраняют отменное здоровье, ясный ум, выносливость.

    Одной из причин долголетия способствует особый ритуал – пять жемчужин Тибета или гимнастика тибетских лам. Этот комплекс был известен еще задолго до христианства. Тибетские монахи-йоги соединяли его полным отсутствием благ цивилизации и применением в пищу только натуральных продуктов, спартанским способом жизни, умиротворением.

    5 упражнений тибетских лам основаны на базовых движениях йоги без сложных асан.

    Упражнения под силу и тем, кто не занимался йогой раньше. Они наладят работу нервной системы, восстановят здоровье. В момент выполнения комплекса приходит в норму движение жизненной энергии, что улучшает общее состояние.

    По убеждению тибетских йогов, 5 жемчужин – это путь к вечной молодости. Выполняя их, человек получает такую пользу:

    • Сохраняется эмоциональное равновесие
    • Укрепляются мышцы кора (мышцы живота, ягодичные, плечевые, задней части бедра)
    • Восстанавливается гибкость позвоночной оси
    • Усиливается выносливость, жизненная сила, что замедляет старение

    Тибетские жемчужины развивают все железы, благодаря чему организм получает энергию из мозга, распространяя ее по всему телу.

    Упражнения раскрывают 7 чакр. Тибетские монахи утверждали, чем взрослее человек, тем более низкая в чакрах скорость информационно- энергетического потока, что ухудшает здоровье человека.

    Начав выполнять упражнения, можно реально заметить положительную динамику. Они положительно воздействуют не только на внешние формы человека, но и на его внутренний мир. С помощью данной гимнастики можно:

    • вывести токсины из организма
    • омолодиться душой в эмоциональном и психологическом аспектах
    • улучшить сон и умственные способности
    • облегчить боли и воспалительные процессы в суставах и позвоночнике
    • привести в норму обменные процессы организма
    • увеличить силу мышц

    В момент тренировок координация чакр становится лучше, они становятся правильной формы и цвета. Происходит активное впитывание в себя энергии Вселенной, которая правильно распределяется по всему организму через систему меридианов и биологически активных точек. Благодаря усиленному энерготоку, организм оздоравливается, настроение заметно улучшается.

    Но если вы решили внедрять комплекс 5 жемчужин в свою жизнь, желательно посоветоваться с доктором. Поскольку не всем можно выполнять его. Не рекомендуется делать гимнастику лам тем, у кого:

    • болезни сосудов и сердца
    • болезнь Паркинсона
    • грыжи межпозвоночные
    • гипертония
    • рассеянный склероз
    • повышенная функция щитовидной железы (гипертиреоз)
    • проблемы с координацией движений

    Техника выполнения тибетских жемчужин хорошо рассказана и показана на видео

    Регулярно выполняя упражнения, организм эффективно очищается от шлаков, что может привести к временному ухудшению самочувствия. Это может проявиться в виде тошноты, слабости. Поэтому начинать необходимо с минимальных повторений каждого упражнения.

    Один курс составляет 21 день, длительность 20 минут каждый день. Стараться делать каждый день. Разрешается пропустить один раз в неделю, иначе результата не будет.

    Тибетская йога дыхания и движения. Пробуждение священного тела. Ринпоче

    Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке http://filosoff.org/ Приятного чтения! Тибетская йога дыхания и движения: Пробуждение священного тела. Ринпоче. Содержание. ОБ АВТОРЕ 6 ПРЕДИСЛОВИЕ 7 ВВЕДЕНИЕ 10 Глава 1. ДЕВЯТЬ ОЧИСТИТЕЛЬНЫХ ДЫХАНИЙ Суть практики 16 Инструкции к практике 17 Принципы практики 25 Очищение от трех коренных ядов с помощью трех каналов 31 Результаты практики 57 Глава 2. ПЯТЬ ЧАКР И ПЯТЬ УПРАЖНЕНИЙ ЦА-ЛУНГ Пять упражнений Ца-Лунг 65 Внешние движения Ца-Лунг: краткие инструкции 116 Инструкции для внутренних упражнений Ца-Лунг 119 Инструкции к тайным, упражнениям Ца-Лунг 122 Применение практики в повседневной жизни 124 Глава 3. ДЕВЯТЬ ЛУНГОВ: КАРТА ТРАНСФОРМАЦИИ Когда совершать перемены в жизни 129 Понимание ветра и ума 129 Отелах * 133 Девять лунгов и их влияние на нас 135 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 156 ИНТЕРВЬЮ С АВТОРОМ 158 ОБ АВТОРЕ Тендзин Вангьял Ринпоче - известный духовный мастер, имеющий учеников по всему миру. Его уважают за глубину его мудрости, увлекательный стиль преподавания и способность делать древние тибетские учения понятными, доступными и применимыми в жизни западных людей. Основатель и духовный лидер Института Лигминча, некоммерческой организации, созданной для сохранения древних учений, искусств, наук, языка и литературы Тибета и Шанг- Шунга - древнего царства, с которым связывают традицию бон. Постоянно проживает с женой и сыном в Шарлотсвилле (штат Виргиния, США). Далай-Лама о традиции бон Бон - это старейшая духовная традиция Тибета. Будучи коренным источником всей тибетской культуры, бон играл существенную роль в формировании уникальности Тибета. Поэтому я часто подчеркивал важность сохранения этой традиции. Его Святейшество Далай-Лама XIV ПРЕДИСЛОВИЕ Уникальные медитативные практики, о которых расскажет вам эта книга, долгие годы помогали мне жить более полной жизнью, строить добрые отношения с людьми, развивать в себе творческое начало и передавать дальше полученные мною учения исконно тибетской духовной традиции бон. Эти практики просты, но очень мощны. Их цель-помочь нам обнаружить и отменить наши устоявшиеся и изжитые шаблоны мышления и поведения и открыть для себя свежие спонтанные возможности в моменте «здесь и сейчас». Всем нам очень важно время от времени критически оценивать свое текущее положение в плане личностного развития, личных и общественных отношений и духовных устремлений. Искренне желая прямо и честно взглянуть на свое положение, мы начинаем лучше понимать себя - и тогда наши ограничения становятся для нас вратами, ведущими к большим возможностям. В современном обществе люди привыкли полагаться на работу ума. В традиционных тибетских учениях принято считать, что само наше восприятие ума является плодом лунга, или «ветра». В других восточных культурах эту энергию называют праной, ци и ки. Только от ветра-лунга зависит, будет ли ум проницательным и ясным либо сумбурным и беспокойным. Как мы можем получить доступ к ветру? Конечно же, не при помощи концептуального ума, но через прямое, неконцептуальное осознание. Мы получаем доступ к ветру, напрямую связываясь с нашим телом, речью и умом - ив боне, и в буддизме их называют «тремя дверями». В тибетских духовных традициях конечная цель работы с внутренним ветром - освобождение от страдания, связанного с цикличностью рождения и смерти, или сансары. Но эта практика с успехом применяется и для избавления от менее глобальных, повседневных страданий. Она помогает нам восстановить телесное и душевное здоровье, улучшить личную жизнь и отношения с людьми, избавиться от гнева и других негативных, разрушительных эмоций. Углубляя свое понимание ветра-лг/кга, вы будете учиться более эффективно управлять обстоятельствами своей жизни. С десяти до двадцати пяти лет я был бонским монахом в Индии. Я безмерно люблю и ценю моих учителей и глубоко чту полученные от них знания. Завершив свое обучение, я стал применять полученные знания в жизни - теперь уже как муж, отец и учитель. Мне было интересно применять их буквально в каждой повседневной ситуации. Благодаря этому моя жизнь была наполнена энергией, которая в конечном счете и вдохновила меня написать для вас эту книгу. Жизнь всегда дает нам много возможностей для духовной практики. И я очень благодарен разнообразным трудным ситуациям, возникающим в моей жизни. Ведь, когда я встречаюсь с трудностями и применяю к ним свою практику, я могу видеть, что она реально работает. Я знаю еще очень мало, но чувствую, что возможности реализации этих знаний поистине безграничны. В древних учениях очень много ценного, и когда мы научимся правильно применять их, в нашей жизни будут постоянно открываться возможности для творчества. Я надеюсь, что эта книга направит и поддержит вас в вашем духовном поиске. Благословляю вас на выполнение практик. Пусть полученный опыт обогатит вашу жизнь и поможет вам очиститься от того, что мешает вам, а так- же осознать ваши уникальные дары и явить их миру на благо другим. Тендзин Вангьял Ринпоче Май 2010 г. ВВЕДЕНИЕ Эта книга - о личной трансформации: о том, как произвести позитивные перемены в своей жизни, как преобразовать и расширить свое сознание, выходя за ограничения предубеждений и страха. Преодолевая рамки привычных шаблонов мышления и поведения, мы сможем находить новые решения возникающих перед нами задач. Во многих видах психологической и духовной работы в центре внимания находится зля. Но изменить ум - не так-то просто. Возможно, вы пробовали воздействовать на себя та называемой концептуальной силой - обычно это делается в форме настоятельной рекомендации. Вы убеждаете себя: «Я не должен это делать. Это плохо для меня». Возможно, вы понимаете все причины, по которым что-то для вас является плохим с точки зрения закона, этики, духовности, - но измениться все же не можете. Причина в том, что многие привычные шаблоны лежат глубже, чем доступно нашим благим намерениям, - и этим намерениям просто не хватает мощи для осуществления желаемых перемен. Но есть нечто доступное нам прямо сейчас, в момент пика нашего беспокойства. Наше беспокойство, наши конфликты и привычки могут служить дверями в другое измерение бытия, в мир ясного и открытого осознания, жизненной энергии и позитивных качеств. Когда мы озабочены какой-то проблемой, мы думаем о ней как о чем-то внешнем. Мы полностью отделяем ее от себя и просто заключаем, что другому человеку надо измениться. Или, пытаясь решить проблему, мы снова и снова придумываем стратегии и анализируем ситуацию. При этом наши стратегии и действия управляются энергией беспокойства и дискомфорта. Никакое действие, вызванное дискомфортом, не может что-либо разрешить. Оно только усугубит проблему. Настоящее решение возможно лишь тогда, когда действие идет от открытости. Согласно учению бон, ум по своей природе открыт и ясен. Это то, чем мы являемся на самом фундаментальном уровне. Открытость - источник нашего бытия, и в состоянии открытости мы соединены со всей жизнью. Наш затуманенный взор не видит этого источника, как мы не видим солнца, закрытого облаками. Солнце светит всегда, но иногда «с земли» - то есть при отождествлении себя с проблемами - мы не видим его сияния. Мы привыкли отождествлять себя с проблемами и зацикливаться на них, а уж если решать их, то лишь концептуальным умом. Чтобы непосредственно испытать открытость ума, нам нужно неконцептуальное осознание. Цель этой книги - познакомить вас поближе с силой неконцептуального осознания, чтобы вы смогли осознать внутри себя источник всех позитивных качеств. Как совершить переход от состояния, когда мы увязли в своих проблемах, к состоянию открытого ума, являющегося источником позитивных качеств? Когда вы хотите изменить что-то в ситуации или в собственном поведении, главное - перенести внимание с истории, которую вы рассказываете себе о происходящем, на внутренний опыт, который вы получаете. Прежде всего нужно обратить внимание на ваше тело и непосредственно почувствовать дискомфорт и беспокойство. Ваша боль - это возможность для трансформации, и даже простое пребывание непосредственно с вашей болью принесет позитивные изменения. Как это возможно? Обращая внимание на тело, вы можете явно ощутить напряжение и беспокойство, возникающие, когда вы испытываете какие-то трудности. Иногда у вас сокращаются мышцы живота или стискиваются че-’ люсти. Вы можете заметить, что ваше дыхание поверхностно или неритмично. Ваши мысли могут мелькать с невероятной скоростью. Мы отождествляем себя со своей болью, превращая то, что является продуктом временных причин и обстоятельств, в нечто более сильное, чем оно есть на самом деле. И тогда то, чем вы по существу не являетесь, - отождествление с вашей историей и ваша реакция - становится привычным. В бонских писаниях это явление называют кармическим концептуальным телом боли. Такое тело по своей природе не постоянно, не плотно и не устойчиво, однако подобное ограниченное восприятие себя становится са- моотождветвлением, знакомым местом, в котором мы застреваем и проводим слишком большую часть своей жизни. Структуру нашего кармического концептуального тела боли поддерживает то, что в традиции бон называют «ветром» (тиб. лунг). Можно перенести внимание с ситуации, занимающей ваш ум, на поддерживающий ее ветер. Если вы сделаете это - образно говоря, если вы поймаете ветер своим осознанием, - то сможете им управлять. Устанавливая связь с ветром, вы можете инициировать растворение структуры тела боли. Поймать внутренний ветер - все равно что объездить дикую лошадь, на которой вы затем сможете поскакать в правильном направлении. Фокусируя ум и тренируя тело и дыхание при помощи специальных техник, мы можем избавиться от привычных схем концептуального ума и в результате напрямую открыть для ребя бытие. Мы можем достичь открытости и в ней найти возможности для роста, которых мы, возможно, желали, но для обретения которых нам не хватало знания. ние существования фундаментального, всегда присутствующего естественного ума, который ясен и открыт, как чистое небо. Это состояние является естественным для каждого из нас, и путь медитации ведет именно к нему. Все приведенные в этой книге медитативные практики учат вас, как поймать лошадь ваших привычных шаблонов, перенося бесконцепту- альное внимание на дыхание, и использовать это внимание и дыхание, чтобы направлять внутренний ветер к осознанию вашего естественного ума. Ум по своей природе неподвижен, чист и неизменен. Он также является неиссякаемым источником всего счастья и всех позитивных качеств. Духовная традиция бон работает с тремя «дверями» к освобождению от страданий - телом, речью и умом. В этой книге мы сосредоточимся на двери тела. Чтобы обрести освобождение через тело, мы должны фокусироваться на удалении ветров, которые поддерживают кармическое концептуальное тело боли, и установлении контакта с тонкими внутренними ветрами неизменного тела сущности, - ветрами, которые поддерживают осознание естественного ума. Я искренне надеюсь, что-, изучая работу с внутренними ветрами, вы в значительной степени исцелите свою жизнь. В бонской йогической традиции есть множество методов работы с внутренними ветрами для трансформации эмоций, причиняющих страдание (гнева, привязанности и неведения), в позитивные качества, а смятения - в мудрость. Устанавливая связь с внутренним ветром, мы ловим лошадь обремененного проблемами ума и направляем ее в правильную сторону. Дикую лошадь нашего внутреннего ветра можно приручить! Обычно, когда к нам приходят мысли, мы осознаём их содержание и то, к чему

    Тендзин Вангьял Ринпоче - Тибетская йога дыхания и движения: Пробуждение священного тела

    TENZIN WANGYAL RINPOCHE

    AWAKENING THE SACRED BODY

    Tibetan yogas of breath and movement
    ТЕНДЗИН ВАНГЬЯЛ РИНПОЧЕ
    ТИБЕТСКАЯ ЙОГА ДЫХАНИЯ И ДВИЖЕНИЯ

    Пробуждение священного тела
    УДК 615.851.85 ББК 53.59 ТЗЗ

    Перевод с английского Ю. Рудаковой

    Тендзин Вангьял Ринпоче Тибетская йога дыхания и движения:

    Пробуждение священного тела / Перев. с англ. -

    М.: ООО Издательство «София», 2013. - 160 с.

    ISBN 978-5-399-00255-2
    Силе дыхания придавали важное значение духовные учения всех времен и народов. Автор этой книги - видный представитель тибетской традиции бон, Тендзин Вангьял Ринпоче, уже хорошо известный русскому читателю. Он авторитетно и доступно для западного человека объясняет основы, а затем и нюансы двух мощных практик - Девяти очистительных дыханий и Ца-Лунг. Родственные индийской пранаяме и китайскому цигун, эти упражнения действуют на более тонком уровне - уровне ума. Задействуя пять чакр и три энергетических канала, бонские практики помогают нам изменить свое отношение к себе, другим людям и миру и решить проблемы, коренящиеся в шаблонах нашего мышления и поведения, - то есть очень многие. Для овладения этими дыхательными упражнениями не требуется глубокое знание философии буддизма или бон, но в принципе они создавались как вспомогательные духовные практики и будут полезны тем, для кого тибетские учения стали частью жизни.
    УДК 615.851.85 ББК 53.59

    AWAKENING THE SACRED BODY Copyright © 2011 by Tenzin Wangyal Originally published in 2011 by Hay House Inc. USA

    © «София», 2012

    ISBN 978-5-399-00255-2

    © ООО Издательство «София» , 2012

    Содержание

    ^ AWAKENING THE SACRED BODY 1

    ТИБЕТСКАЯ ЙОГА ДЫХАНИЯ И ДВИЖЕНИЯ 1

    ПРЕДИСЛОВИЕ 2

    ВВЕДЕНИЕ 3

    ДЕВЯТЬ ОЧИСТИТЕЛЬНЫХ ДЫХАНИЙ 5

    ПЯТЬ ЧАКР И ПЯТЬ УПРАЖНЕНИЙ ЦА-ЛУНГ 22

    ^ ДЕВЯТЬ ЛУНГОВ: КАРТА ТРАНСФОРМАЦИИ 51

    Тендзин Вангьял Ринпоче - известный духовный мастер, имеющий учеников по всему миру. Его уважают за глубину его мудрости, увлекательный стиль преподавания и способность делать древние тибетские учения понятными, доступными и применимыми в жизни западных людей. Основатель и духовный лидер Института Лигминча, некоммерческой организации, созданной для сохранения древних учений, искусств, наук, языка и литературы Тибета и Шанг- Шунга - древнего царства, с которым связывают традицию бон. Постоянно проживает с женой и сыном в Шарлотсвилле (штат Виргиния, США).

    Дополнительную информацию о деятельности Тендзина Вангьяла Ринпоче вы можете найти на сайтах:

    www . ligmincha . org (США) www . ligmincha . ru (Россия)

    Далай-Лама о традиции бон

    Бон - это старейшая духовная традиция Тибета. Будучи коренным источником всей тибетской культуры, бон играл существенную роль в формировании уникальности Тибета. Поэтому я часто подчеркивал важность сохранения этой традиции.

    Его Святейшество Далай-Лама XIV

    ПРЕДИСЛОВИЕ

    Уникальные медитативные практики, о которых расскажет вам эта книга, долгие годы помогали мне жить более полной жизнью, строить добрые отношения с людьми, развивать в себе творческое начало и передавать дальше полученные мною учения исконно тибетской духовной традиции бон.

    Эти практики просты, но очень мощны. Их цель-помочь нам обнаружить и отменить наши устоявшиеся и изжитые шаблоны мышления и поведения и открыть для себя свежие спонтанные возможности в моменте «здесь и сейчас».

    Всем нам очень важно время от времени критически оценивать свое текущее положение в плане личностного развития, личных и общественных отношений и духовных устремлений. Искренне желая прямо и честно взглянуть на свое положение, мы начинаем лучше понимать себя - и тогда наши ограничения становятся для нас вратами, ведущими к большим возможностям.

    В современном обществе люди привыкли полагаться на работу ума. В традиционных тибетских учениях принято считать, что само наше восприятие ума является плодом лунга, или «ветра». В других восточных культурах эту энергию называют праной, ци и ки. Только от ветра -лунга зависит, будет ли ум проницательным и ясным либо сумбурным и беспокойным. Как мы можем получить доступ к ветру? Конечно же, не при помощи концептуального ума, но через прямое, неконцептуальное осознание. Мы получаем доступ к ветру, напрямую связываясь с нашим телом, речью и умом - ив боне, и в буддизме их называют «тремя дверями».

    В тибетских духовных традициях конечная цель работы с внутренним ветром - освобождение от страдания, связанного с цикличностью рождения и смерти, или сансары. Но эта практика с успехом применяется и для избавления от менее глобальных, повседневных страданий. Она помогает нам восстановить телесное и душевное здоровье, улучшить личную жизнь и отношения с людьми, избавиться от гнева и других негативных, разрушительных эмоций. Углубляя свое понимание ветра-лг/кга, вы будете учиться более эффективно управлять обстоятельствами своей жизни.

    С десяти до двадцати пяти лет я был бонским монахом в Индии. Я безмерно люблю и ценю моих учителей и глубоко чту полученные от них знания. Завершив свое обучение, я стал применять полученные знания в жизни - теперь уже как муж, отец и учитель. Мне было интересно применять их буквально в каждой повседневной ситуации. Благодаря этому моя жизнь была наполнена энергией, которая в конечном счете и вдохновила меня написать для вас эту книгу.

    Жизнь всегда дает нам много возможностей для духовной практики. И я очень благодарен разнообразным трудным ситуациям, возникающим в моей жизни. Ведь, когда я встречаюсь с трудностями и применяю к ним свою практику, я могу видеть, что она реально работает. Я знаю еще очень мало, но чувствую, что возможности реализации этих знаний поистине безграничны. В древних учениях очень много ценного, и когда мы научимся правильно применять их, в нашей жизни будут постоянно открываться возможности для творчества.

    Я надеюсь, что эта книга направит и поддержит вас в вашем духовном поиске. Благословляю вас на выполнение практик. Пусть полученный опыт обогатит вашу жизнь и поможет вам очиститься от того, что мешает вам, а так- же осознать ваши уникальные дары и явить их миру на благо другим.

    Тендзин Вангьял Ринпоче Май 2010 г.

    ВВЕДЕНИЕ

    Эта книга - о личной трансформации: о том, как произвести позитивные перемены в своей жизни, как преобразовать и расширить свое сознание, выходя за ограничения предубеждений и страха. Преодолевая рамки привычных шаблонов мышления и поведения, мы сможем находить новые решения возникающих перед нами задач.

    Во многих видах психологической и духовной работы в центре внимания находится зля. Но изменить ум - не так-то просто. Возможно, вы пробовали воздействовать на себя та называемой концептуальной силой - обычно это делается в форме настоятельной рекомендации. Вы убеждаете себя: «Я не должен это делать. Это плохо для меня». Возможно, вы понимаете все причины, по которым что-то для вас является плохим с точки зрения закона, этики, духовности, - но измениться все же не можете. Причина в том, что многие привычные шаблоны лежат глубже, чем доступно нашим благим намерениям, - и этим намерениям просто не хватает мощи для осуществления желаемых перемен.

    Но есть нечто доступное нам прямо сейчас, в момент пика нашего беспокойства. Наше беспокойство, наши конфликты и привычки могут служить дверями в другое измерение бытия, в мир ясного и открытого осознания, жизненной энергии и позитивных качеств.

    Когда мы озабочены какой-то проблемой, мы думаем о ней как о чем-то внешнем. Мы полностью отделяем ее от себя и просто заключаем, что другому человеку надо измениться. Или, пытаясь решить проблему, мы снова и снова придумываем стратегии и анализируем ситуацию. При этом наши стратегии и действия управляются энергией беспокойства и дискомфорта. Никакое действие, вызванное дискомфортом, не может что-либо разрешить. Оно только усугубит проблему. Настоящее решение возможно лишь тогда, когда действие идет от открытости.

    Согласно учению бон, ум по своей природе открыт и ясен. Это то, чем мы являемся на самом фундаментальном уровне. Открытость - источник нашего бытия, и в состоянии открытости мы соединены со всей жизнью. Наш затуманенный взор не видит этого источника, как мы не видим солнца, закрытого облаками. Солнце светит всегда, но иногда «с земли» - то есть при отождествлении себя с проблемами - мы не видим его сияния. Мы привыкли отождествлять себя с проблемами и зацикливаться на них, а уж если решать их, то лишь концептуальным умом. Чтобы непосредственно испытать открытость ума, нам нужно неконцептуальное осознание. Цель этой книги - познакомить вас поближе с силой неконцептуального осознания, чтобы вы смогли осознать внутри себя источник всех позитивных качеств.

    Как совершить переход от состояния, когда мы увязли в своих проблемах, к состоянию открытого ума, являющегося источником позитивных качеств? Когда вы хотите изменить что-то в ситуации или в собственном поведении, главное - перенести внимание с истории, которую вы рассказываете себе о происходящем, на внутренний опыт, который вы получаете. Прежде всего нужно обратить внимание на ваше тело и непосредственно почувствовать дискомфорт и беспокойство. Ваша боль - это возможность для трансформации, и даже простое пребывание непосредственно с вашей болью принесет позитивные изменения.

    Как это возможно? Обращая внимание на тело, вы можете явно ощутить напряжение и беспокойство, возникающие, когда вы испытываете какие-то трудности. Иногда у вас сокращаются мышцы живота или стискиваются че-’ люсти. Вы можете заметить, что ваше дыхание поверхностно или неритмично. Ваши мысли могут мелькать с невероятной скоростью. Мы отождествляем себя со своей болью, превращая то, что является продуктом временных причин и обстоятельств, в нечто более сильное, чем оно есть на самом деле. И тогда то, чем вы по существу не являетесь, - отождествление с вашей историей и ваша реакция - становится привычным. В бонских писаниях это явление называют кармическим концептуальным телом боли. Такое тело по своей природе не постоянно, не плотно и не устойчиво, однако подобное ограниченное восприятие себя становится са- моотождветвлением, знакомым местом, в котором мы застреваем и проводим слишком большую часть своей жизни.

    Структуру нашего кармического концептуального тела боли поддерживает то, что в традиции бон называют «ветром» (тиб. лунг). Можно перенести внимание с ситуации, занимающей ваш ум, на поддерживающий ее ветер. Если вы сделаете это - образно говоря, если вы поймаете ветер своим осознанием, - то сможете им управлять. Устанавливая связь с ветром, вы можете инициировать растворение структуры тела боли. Поймать внутренний ветер - все равно что объездить дикую лошадь, на которой вы затем сможете поскакать в правильном направлении 1 .

    Фокусируя ум и тренируя тело и дыхание при помощи специальных техник, мы можем избавиться от привычных схем концептуального ума и в результате напрямую открыть для ребя бытие. Мы можем достичь открытости и в ней найти возможности для роста, которых мы, возможно, желали, но для обретения которых нам не хватало знания.

    ние существования фундаментального, всегда присутствующего естественного ума, который ясен и открыт, как чистое небо. Это состояние является естественным для каждого из нас, и путь медитации ведет именно к нему.

    Все приведенные в этой книге медитативные практики учат вас, как поймать лошадь ваших привычных шаблонов, перенося бесконцепту- альное внимание на дыхание, и использовать это внимание и дыхание, чтобы направлять внутренний ветер к осознанию вашего естественного ума. Ум по своей природе неподвижен, чист и неизменен. Он также является неиссякаемым источником всего счастья и всех позитивных качеств.

    Духовная традиция бон работает с тремя «дверями» к освобождению от страданий - телом, речью и умом. В этой книге мы сосредоточимся на двери тела. Чтобы обрести освобождение через тело, мы должны фокусироваться на удалении ветров, которые поддерживают кармическое концептуальное тело боли, и установлении контакта с тонкими внутренними ветрами неизменного тела сущности, - ветрами, которые поддерживают осознание естественного ума.

    Я искренне надеюсь, что-, изучая работу с внутренними ветрами, вы в значительной степени исцелите свою жизнь.

    В бонской йогической традиции есть множество методов работы с внутренними ветрами для трансформации эмоций, причиняющих страдание (гнева, привязанности и неведения), в позитивные качества, а смятения - в мудрость. Устанавливая связь с внутренним ветром, мы ловим лошадь обремененного проблемами ума и направляем ее в правильную сторону. Дикую лошадь нашего внутреннего ветра можно приручить!

    Обычно, когда к нам приходят мысли, мы осознаём их содержание и то, к чему они относятся. Мысли относятся к явлениям. Мы создаем истории при помощи слов и образов - и реагируем на эти истории чувствами и ощущениями. Или испытываем чувства и ощущения - и создаем истории, чтобы объяснить их или вызываемое ими беспокойство. Но если вместо того, чтобы увлекаться логическим повествованием, вы можете просто осознать то, о чем думаете, тогда можно перенести фокус с содержания и обнаружить ветер - движение, силу, стоящую за мыслями. Когда вы откроете для себя этот ве-. тер и установите контакт с ним, вы можете при помощи особых методов очистить его и открыть пространство естественного ума. Получив же доступ к открытости, вы получите доступ к гораздо большему количеству возможностей.

    Важно особо отметить различие между концептуальным умом и природой ума, которую я называю открытым осознанием. Чтобы осознавать, нам не нужно думать. Осознание - это не мышление. Открытое осознание - это призна
    ГЛАВА 1

    ^ ДЕВЯТЬ ОЧИСТИТЕЛЬНЫХ ДЫХАНИЙ

    Естественный ум человека ясен, открыт, чист и невинен. Того, кто полностью это осознаёт, называют