Войти
Спорт в большом городе
  • Как задерживать дыхание на долгое время Максимальное время задержки дыхания под водой
  • Комплекс упражнений для девушек в тренажерном зале Интересная программа тренировок в зале для девушек
  • Кардиотренировки: заблуждения и мифы
  • Программа тренировки на массу
  • Рекомендации опытного тренера: подбор программы тренировок для девушки
  • Пошаговая программа тренировок для начинающих девушек
  • Ознакомление и разучивание техники подъема «елочкой» и спуска в средней стойке. Тренировка техники одношажного хода. Способы преодоления подъемов на лыжах Подъем скользящим шагом на лыжах

    Ознакомление и разучивание техники подъема «елочкой» и спуска в средней стойке. Тренировка техники одношажного хода. Способы преодоления подъемов на лыжах Подъем скользящим шагом на лыжах

    Существуют разные способы подъемов на лыжах: скользящим ходом, ступающим шагом, полуелочкой, елочкой и лесенкой. Выбор того или иного способа зависит от крутизны подъема, условий скольжения, качества смазки, физической и технической подготовленности лыжника.

    Подъем скользящим ходом очень похож на попеременный двухшажный ход, но скользящий шаг здесь короче, движения чаще, посадка выше, отталкивание ногой направлено больше вверх, опора на палки дольше и сильней. Больше выхлест голени вперед. После отталкивания ногой лыжа меньше поднимается над снегом. Палки ставятся с большим наклоном, кисть руки при отталкивании проходит выше, чем при попеременном ходе.

    Для отработки скользящего хода в подъем выберите лыжню с постепенно увеличивающейся крутизной. Мазь должна обеспечивать хорошее сцепление лыж со снегом. Постепенное увеличение крутизны подъема и скорости его преодоления — обязательное условие овладения скользящим ходом.

    Вначале передвигайтесь медленно, контролируя работу рук, выхлест голени вперед, отталкивание разгибанием ноги в колене. Затем постепенно увеличивайте быстроту движения. Не наклоняйте туловище на подъеме слишком низко — это затрудняет работу рук; мах ногой должен выполняться без излишнего ее сгибания, руки при отталкивании не отводят далеко от туловища, чтобы не ослабить опору на палки.

    Подъем ступающим шагом напоминает скользящий ход, но скольжение на лыжах отсутствует. Шаг еще короче. После выноса вперед лыжа опускается на снег сверху, с прихлопыванием для улучшения сцепления со снегом. Отталкивание ногой направлено больше вверх, отталкивание руками выполняется с большим усилием; размах движений рук короче.

    Поднимаясь ступающим шагом, активней переносите вес с лыжи на лыжу. Меньше сгибайте ноги. Внимательно посмотрите на рисунок 26. Это поможет вам лучше представить движения.

    Подъем полуелочкой применяют на склоне средней крутизны при движении наискось. Лыжа, расположенная выше по склону, движется прямо, в направлении подъема, а нижняя отводится носком кнаружи и ставится на внутреннее ребро. Руки работают так же, как в попеременном двухшажном ходе, отталкивание ногой при движении в подъем производится прежде всего за счет развернутой в сторону лыжи.
    Способ елочкой применяют на прямом, довольно крутом подъеме.

    Обе лыжи ставятся на внутреннее ребро, носки лыж разводятся широко в стороны, кнаружи. Передвижение ступающее. При шаге нога выносится согнутой в колене, ботинок развернут в сторону, задник одной лыжи переносится через задник другой. Палки для опоры ставятся по бокам позади лыж. На крутых склонах носки лыж разводятся шире и лыжа больше ставится на ребро, шаг короче, опора на палки сильнее.

    При соскальзывании нужно больше наклонить колени к склону и круче поставить лыжи на ребра.

    Начиная разучивать этот способ подъема, делайте движения не спеша, проверяя надежность постановки лыжи. Следите, чтобы лыжа не ставилась на снег плоско. Поднимайте выше задник лыжи. Заучив движения, ускоряйте их, переходя почти на бег. Попробуйте чередовать подъемы елочкой и полуелочкой, передвигаясь по склону и меняя направление движения: то прямо вверх, то наискось, то снова прямо.

    Сочетайте подъем елочкой с подъемами ступающим шагом и скользящим ходом, меняйте профиль подъема.

    Подъем лесенкой — это подъем на склон боковыми приставными шагами. Применяется он на крутых склонах.

    Лыжи ставят поперек склона горизонтально на ребро. Шаг начинается с ноги, расположенной выше по склону. Когда верхняя лыжа встанет на снег, приставляется нижняя лыжа. Верхнюю ставят немного впереди, нижнюю — немного сзади. Туловище держат вертикально. Колени лыжника приближены к склону для постановки лыж на ребра.

    Подъем лесенкой можно выполнять, передвигаясь вперед или назад. Движение в нужную сторону начинает нога, стоящая вверху. Освоить этот подъем легко, требуется только практика.

    Выбирать ход в подъем следует в соответствии с крутизной склона, иначе на его преодоление будут затрачены лишние усилия, а скорость передвижения окажется небольшой. Пологие подъемы преодолевают скользящим ходом, более крутые — ступающим шагом, средней крутизны — полуелочкой и елочкой, очень крутые — елочкой и лесенкой.

    Анализ техники подъема скользящим шагом Подъем скользящим шагом применяется на склонах средней крутизны (4-12°) при хорошем сцеплении со снегом. Очень похож на попеременный двухшажный ход, но длина шага здесь короче, движения чаще, опора на палки дольше и сильнее, отталкивание рукой заканчивается одновременно с отталкиванием ногой. Туловище несколько больше наклонено вперед, палки ставятся с большим наклоном. После отталкивания лыжа меньше поднимается над снегом.

    Анализ техники подъема ступающим шагом При подъеме ступающим шагом лыжник поочередно отталкивается ногами и руками. С окончанием отталкивания одной ногой он сразу же переносит массу тела на другую ногу. Лыжа при этом не скользит. Гонщик ставит палку на опору до окончания отталкивания одноименной ногой и противоположной рукой (фазы свободного скольжения нет). Таким образом, он опирается одновременно на обе палки. Поэтому задача отталкивания руками - перенос массы тела лыжника вперед на опору. Этот способ подъема применяется на крутых склонах (13-16°), когда скольжение невозможно из-за плохого сцепления лыж со снегом.

    Анализ техники подъема скользящим (беговым) шагом Подъем беговым шагом применяется на коротких средних и крутых склонах (крутизной 15° и больше), а также на пологих склонах при плохом скольжении. Он характерен сокращением периода скольжения. Лыжник, сокращая скольжение, может временами переходить на бег. Крутые короткие подъемы лыжники преодолевают беговым шагом. При этом шаге все фазы скольжения сменяются фазой полета (рис. 4). С момента постановки палки масса тела перемещается на маховую ногу. Далее следует стояние лыжи до выпада. Хорошо подготовленные лыжники начинают выпад одновременно с выпрямлением опорной ноги, а иногда и раньше. Подъем они преодолевают на сильно согнутых в коленях ногах. Темп при беговом шаге - 70 циклов в 1 мин.

    Анализ техники подъема «полуелочкой» Подъем «полуелочкой» применяется при преодолении подъемов средней крутизны наискось . Он выполняется ступающим шагом с разноименной работой рук и ног. Лыжа, расположенная выше, скользит в направлении движения, а носок нижней лыжи отводится в сторону. Угол постановки нижней лыжи зависит от крутизны подъема и условий скольжения. Руки лыжника работают поочередно. При подъеме «полуелочкой» (рис. 5) верхняя лыжа скользит прямо по направлению движения, а нижняя отводится носком в сторону и ставится на внутреннее ребро. Палки работают так же как при попеременном двухшажном ходе (с перекрестной координацией), и выносятся вперед прямолинейно. Отталкивание ногой при движении в подъем производится, прежде всего за счет развернутой в сторону лыжи.

    Анализ техники подъема «елочкой» Подъем «елочкой» применяется при преодолении крутых (до 35°) подъемов прямо и при плохом сцеплении лыж со снегом (см. рис. 1). При подъем «елочкой» (рис. 6) лыжник передвигается ступающим шагом, обе лыжи ставятся на внутреннее ребро под углом к направлению движения с разведенными в сторону носками. С увеличением крутизны склона увеличиваются угол разведения лыж и наклон туловища вперед и лыжа еще больше ставится на ребро. При шаге нога выносится согнутая в колене, ботинок развернут в сторону, задник одной лыжи переносится через задник другой.

    Разведение носков лыж в стороны и постановка их на внутреннее ребро обеспечивают надежное сцепление лыж со снегом и полноценные отталкивания ногами. При передвижении этим способом большое значение имеет опора на палки, которые ставятся на снег сзади лыж. При подъеме «елочкой» лыжи не скользят.

    Анализ техники подъема «лесенкой» Подъем «лесенкой» применяется на очень крутых склонах (до 40°) как прямо, так и наискось и при глубоком снежном покрове во время походов на лыжах и прогулок (рис. 7). Он осуществляется боковыми приставными шагами. Чтобы подняться «лесенкой», надо встать левым или правым боком к подъему, поставить лыжи на верхние канты и подниматься приставными шагами. Если лыжник преодолевает подъем, повернувшись к нему правым боком, то он отталкивается левой рукой, одновременно разгибая левую ногу, а правую ногу отводит от левой. С постановкой правой лыжи и палки на снег левая нога приставляется к правой и т. д. Туловище при этом держится вертикально. Подъем «лесенкой» может осуществляться с продвижение как вперед так и назад.

    Подъем «лесенкой» на соревнованиях лыжников не применяется.

    Паспорт урока

    1.Класс:

    2.Продолжительность урока: 45минут

    3.Место проведения: спортивная площадка школы

    4.Учебный предмет: физическая культура

    5.Тема:

    6.Тип урока: Урок совершенствования двигательных умений;

    7.Цель урока: Совершенствование техники спуска на лыжах в основной стойке и подъёма в гору «ёлочкой».

    8.Задачи урока:

    8.1. Образовательные:

    Совершенствовать спуск с горы в основной стойке;

    Совершенствовать технику подъема в гору «ёлочкой»;

    Формировать умение работать в команде;

    8.2. Развивающие:

    Развивать двигательные способности; координацию движений, скорость, выносливость;

    Развивать интерес к занятиям физической культурой и спортом;

    8.3. Воспитательные:

    Воспитывать здоровый образ жизни через занятия физической культурой;

    Воспитывать доброжелательное отношение к товарищам,

    Воспитывать сплоченность, чувство ответственности за свою команду;

      Основной дидактический метод: упражнение;

    10.Частные методы и приемы: объяснение, показ, анализ выполнения упражнений, самооценка выполнения упражнений;

    11.Оборудование и инвентарь: лыжи, лыжные палки, флажки, свисток.

    12.Список литературы:

    Лыжная подготовка. (Под редакцией Н.П.Воробьева), «Просвещение», 2005

    Фокин Г.Ю. Уроки физкультуры в начальной школе: 1-4 классы. Пособие для учителей физкультуры – М.,2006 г.-224с.

    Железняк Ю.Д. Лыжная подготовка: техника, тактика, методика обучения: учебник для студентов высш. педагог. учебн. заведений - М. Академия, 2010.

    Родиченко В.С. и др. Твой олимпийский учебник. Учебное пособие для олимпийского образования. М. : Советский спорт, 2014.- 224 с.

    Ход урока

    Подготовитель-ная часть –

    10 мин.

    Построение. Приветствие. Сообщение задач урока.

    Сегодня мы продолжаем заниматься лыжной подготовкой. А какие виды спорта на лыжах вы знаете (лыжные гонки, биатлон, прыжки с трамплина, фристайл и т.д.).

    В 2014 году с 7 по 23 февраля в Сочи прошли ХХ II зимние олимпийские игры. Прочитав книгу «Твой олимпийский учебник», вы сможете для себя вновь открыть ХХ II зимние олимпийские игры..

    2-3 мин.

    Создать положительный эмоциональный настрой

    Разминка: - прохождение скользящим шагом 1 круг на стадионе.

    3-4 мин.

    Сгибать ногу перед отталкиванием, поднимать левую руку в момент, когда правая нога впереди

    Основная часть- 30 мин.

    Построение в одну шеренгу перед склоном.

    1. Совершенствование техники спуска с горы в основной стойке.

    Принять положение основной стойки как при спуске на лыжах: ноги слегка согнуты, одна нога впереди на полступни, вес тела распределен равномерно на обе ноги, туловище немного наклонено вперед, плечи опущены, руки слегка согнуты в локтях и удерживают палки почти в горизонтальном положении;

    Вернуться в исходное положение.

    Выполните упражнение на пологом склоне.

    2. Совершенствование техники подъема в гору «ёлочкой»

    Этот способ подъема применяется на довольно крутых склонах (до 35*), когда спортсмены не в состоянии преодолеть подъем ступающим или скользящим шагом. Разведение носков и постановка лыж на внутреннее ребро значительно увеличивают сцепление их со снегом и предотвращает скатывание. Название этого способа происходит от следа на снегу, напоминающего ветви ёлки. Лыжник, преодолевая подъем, так же передвигается ступающим шагом. Важное значение при этом имеет постановка и опора на лыжные палки, которые ставятся сзади лыж. С увеличением крутизны склона увеличивается угол разведения лыж и наклон туловища вперед.

    Упражнение выполнять на ровной поверхности и на некрутом подъеме, лыжи ставить на ребро.

    Класс делится на 3 команды, по команде учителя первые участники скатываются со склона в основной стойке. Кто дальше прокатится – 1 очко. Побеждает команда, набравшая

    наибольшее количество очков.

    4. Кто быстрее пройдет ворота и построится.

    По команде учителя первые участники выполняют спуск в основной стойке, пройдя последние ворота, выполняют поворот переступанием, поднимаются на склон «ёлочкой» и становятся последним в своей команде. Второй участник начинает спуск в момент, когда первый пройдет последние ворота. Выигрывает команда, которая раньше закончит игру и построится.

    Подведение итога игр

    3-4 раза

    Показ, рассказ.

    При спуске соблюдать технику безопасности (упражнение начать тогда, когда впереди идущий освободил лыжню).

    Недостаточное разведение носков лыж, слабая опора на палки, чрезмерный наклон туловища.

    Заключительная часть –

    3 мин.

    Построение с лыжами.

    Подведение итога урока. Что мы повторили на этом уроке?

    Рефлексия.

    Домашнее задание.

    Кто любит уроки лыжной подготовки – делают 1 шаг вперед.

    Кто хочет участвовать на соревнованиях и побеждать - делают 2 шага.

    Ходьба на лыжах разученным способом.

    Техника и методика обучения преодолению подъёмов

    Техника подъёмов

    При передвижении на лыжах по пересеченной местности обязательно приходится преодолевать подъемы различной крутизны, длины и рельефа.

    Существуют разные способы подъемов на лыжах, но основными из них являются следующие способы: скользящий шаг, ступающий шаг, «полуелочкой», «елочкой» и лесенкой. Выбор того или иного способа зависит от крутизны подъе­ма, условий скольжения, качества смазки лыж, физической и технической подготовленности лыжника. При преодолении подъемов любым способом большое значение имеет активная работа рук, что уменьшает воз­можность проскальзывания лыж при увеличении крутиз­ны подъема.

    Подъем скользящим шагом (рис. 16) очень похож на попеременный двухшажный ход, но длина шага здесь ко­роче, движения чаще, опора на палки дольше и сильнее, отталкивание рукой (точка 1) заканчивается одновремен­но с отталкиванием ногой (точка 2). Туловище несколько больше наклонено вперед (точка 3), палки ставятся с большим наклоном (точка 4). После отталкивания лыжа меньше поднимается над снегом (точка 5). Подъем скользящим шагом применяется на склонах сред­ней крутизны (4-12°) при хорошем сцеплении со снегом.

    Рис. 16 . Подъём скользящим шагом

    При подъеме ступающим шагом (рис. 17) полностью от­сутствует скольжение, отталкивание одной лыжной палкой заканчивается позднее, чем постановка другой, что ведет к двойной опоре на палки. После выноса вперед лыжа опус­кается на снег сверху, прихлопыванием для улучшения сце­пления со снегом. Этот способ подъема приме­няется на крутых склонах (13-16°), когда скольжение невоз­можно из-за плохого сцепление лыж со снегом.

    Рис. 17. Подъем ступающим шагом

    При подъеме «полуелочкой» (рис. 18) верхняя лыжа скользит прямо по направлению движения (точка 1), а нижняя отводится носком в сторону (точка 2) и ста­вится на внутреннее ребро. Палки работают так же, как при попеременном двухшажном ходе (с перекре­стной координацией), и выносятся впе­ред прямолинейно. Отталкивание ногой при движении в подъем производится прежде всего за счет развернутой в сто­рону лыжи.

    Этот способ применяется при пре­одолении склонов средней крутизны наискось.

    Рис. 18. Подъем «полуелочкой»

    При подъеме «елочкой» (рис. 19) лыж­ник передвигается ступающим шагом, обе лыжи ставятся на внутреннее реб­ро под углом к направлению движе­ния с разведенными в сторону носка­ми (точки 1 и 2). Палки для опоры ставятся по бокам позади лыж (точки 3 и 4). Сувеличением крутизны склона увеличиваются угол разведения лыж и наклон туловища вперед и лыжа еще больше ставится на ребро. При шаге нога выносится согнутая в колене, ботинок развернут в сторону, задник одной лыжи переносится через задник другой. Этот способ применяется на довольно крутых склонах (до 35°) и при плохом сцеплении лыж со снегом.



    Рис. 20. Подъем «лесенкой»