Войти
Спорт в большом городе
  • Самые знаменитые футболисты Самый крутой футболист за всю историю футбола
  • Самые известные футболисты всех времен и народов
  • Комплекс упражнений для похудения в домашних условиях
  • Очень эффективные упражнения для похудения в домашних условиях без тренажеров
  • Комплекс упражнений для уменьшения грудных желез
  • Три секретных гимнастических упражнения для пожилых Комплекс гимнастических упражнений 10 для пожилых людей
  • Общеразвивающие упражнения по физкультуре названия. Комплекс физических упражнений методическая разработка по физкультуре на тему. Тренировка стопы и голени

    Общеразвивающие упражнения по физкультуре названия. Комплекс физических упражнений методическая разработка по физкультуре на тему. Тренировка стопы и голени

    п/п

    Дозировка

    Методические указания

    И.п. – о.с.

    1 – руки в стороны

    2 – руки вверх, подняться на носки

    3 – руки в стороны

    Темп спокойный, сохранять равновесие

    1-4 – круговые движения головой вправо

    5-8 – то же влево

    Темп медленный, выполнять без резких движений

    И.п. – стойка, ноги врозь, руки на пояс

    1-3 – три пружинящих наклона вперед

    Наклон выполнять с прямой спиной, смотреть вперед

    И.п. – стойка, ноги врозь, руки на пояс

    1 – наклон вправо, руки вверх

    3-4 – то же влево

    Наклон выполнять точно в сторону, руки прямые

    И.п. – о.с.

    1 – полуприсед, руки вперед

    3 – присед, руки в стороны

    Спина прямая, дыхание не задерживать

    И.п. – стойка, руки вверх

    1 – мах правой вперед, руки вниз

    3-4 – то же левой

    Ноги во время маха не сгибать, спина прямая

    Продолжение табл. 2.

    11. Общеразвивающие упражнения с предметами

    Использование предметов существенно расширяет возможности воздействия упражнений на организм занимающихся, дает возможность более направленно развивать физические качества, поскольку каждый предмет имеет свои специфические преимущества использования. Так, упражнения с набивным мячом, гантелями способствуют развитию силы, со скакалкой – развивают прыгучесть, с гимнастической палкой – способствуют развитию точности движений, направлены на коррекцию дефектов осанки. Кроме того, использование предметов оптимизирует занятие, вносит элемент необычности, эмоционально окрашивает занятие. Мы рассмотрим упражнения со скакалками, обручами и с гимнастическими палками.

    Подготовка и проведение занятия.

    При проведении занятий с предметами необходимо:

      подготовить инвентарь по числу занимающихся;

      распределить занимающихся на безопасном расстоянии друг от друга;

      обучить занимающихся основам манипулирования предметами (исходные положения, хваты), ознакомить с физическими свойствами предметов.

    Особенности терминологии.

    Запись упражнений с предметом от ОРУ без предмета отличается тем, что после указания и.п. и положения ног, указывается положение или способ хвата предмета, а затем вместо указания движений рук, указывается движение предмета.

    Пример: и.п. – стойка, ноги врозь, палка на лопатках.

    Упражнения со скакалкой.

    Данная группа упражнений применяется преимущественно для прыжковых упражнений. Эти упражнения, помимо прыгучести, развивают координационные способности занимающихся, поскольку навык прыжка со скакалкой координационно труден – необходимо научиться согласовывать выпрыгивание, приземление и вращение скакалки. Вначале необходимо скорректировать длину скакалки в соответствии с ростом занимающегося – стоя на середине скакалки подтянуть скакалку до плеч. Если скакалка длиннее или короче, то прыгать будет неудобно. Вот примерные упражнения со скакалкой.

      прыжки в скакалку, с вращением вперед, назад;

      прыжки в скакалку, сложенную вдвое, вчетверо (то же в приседе);

      прыжки с двойным вращением скакалки (во время одного прыжка выполнить два вращения скакалки).

    Помимо прыжковых, есть много других упражнений со скакалкой, в том числе на развитие координации и гибкости.

      вращения скакалки, сложенной вдвое в различных плоскостях (сбоку, над головой, «восьмеркой);

      «проворачивания» вдвое (втрое и более) сложенной скакалки вперед и назад с прямыми руками;

      наклоны вперед, скакалка сложена вчетверо за ногами, притянуть туловище к ногам за счет сгибания рук.

    Комплексы общеразвивающих упражнений

    для учащихся 1-4 классов

    Комплекс № 1.

    1. Исходное положение - стойка ноги врозь, руки на поясе.

    1 - руки в стороны; 2 - наклон к правой ноге, коснуться пальцами носка; 3 - выпрямиться, руки в стороны; 4 - вернуться в и. п. То же к левой ноге.

    Дыхание: на счет 1-3 вдох, на счет 2-4 - выдох. Повторить по 4 раза в каждую сторону.

    2. И. п. - стойка ноги врозь, ступни параллельно.

    1-2 присед на полной ступне, руки вперед; 3-4 - встать, руки вниз.5- наклон влево, ладони скользят вдоль тела: левая вниз, правая под мышку; 6 - выпрямиться, руки вниз; 7-6 - повторить счеты 5-6 в другую сторону.

    3. И. п. - упор сидя.

    1-2 -опираясь на руки, пересесть к пяткам; 3-4 - скользящим движением разогнуть ноги; 5-6 - обратным движением согнуть ноги; 7-8 - разгибая ноги, вернуться в и. п.

    4 . И. п. - лежа на спине, руки вдоль тела, ладони на полу.

    1 - согнуть левую ногу (голень горизонтально); 2 - разогнуть левую ногу в колене; 3 - согнуть левую ногу в колене; 4- и. п. То же правой ногой.

    Дыхание в произвольном ритме. Повторить по 8 раз каждой ногой.

    5 . И. п. - лежа на животе в упоре на согнутых руках.

    1- 2 - отжаться, выпрямляя руки; 3-4 - и. п.

    Дыхание в произвольном ритме. Повторить 6-8 раз.

    6 . И. п. - упор на коленях.

    1-2 - поочередно выпрямляя ноги, принять положение упора лежа;

    3-4 - принять и. п.

    Дыхание в произвольном ритме. Повторить 6 раз.

    Прыжки на одной ноге: на счет 1-6 - на правой; 1-6 - на левой.

    Повторить по 2 раза на каждой ноге. Дыхание в произвольном ритме.

    8. Ходьба на месте с выполнением дыхательного упражнения - 30 -40 с.

    Комплекс № 2.

    1 . И. п. - основная стойка.

    1 - руки в стороны; 2 - поднимаясь на носки, поднять руки вверх;

    3 - руки в стороны, опуститься на всю ступню; 4 - и. п.

    Дыхание: на счет 1-2 - вдох ; на 3-4 - выдох. Повторить 8 раз.

    2. И. п. - стойка ноги врозь, руки на поясе.

    1-3 - на выдохе три пружинящих наклона вперед, касаясь руками пола; 4 - выпрямиться, руки на пояс, вдох. Повторить 8 раз.

    3 . И. п. - стойка ноги врозь, руки в стороны.

    1-2 - наклон влево, левую руку на пояс, правую вверх;

    3-4 - выпрямиться, руки в стороны, вернуться в и. п. То же вправо.

    1-2 - мах правой ногой назад; 3 - мах вперед;

    4 - приставить ногу, вернуться в и. п. То же левой ногой.

    Дыхание в произвольном ритме. Повторить каждой ногой по 4 раза.

    5 . И. п. - стойка ноги врозь, руки за головой.

    1-2 - поворот туловища влево, левую руку в сторону;

    3-4 - вернуться в и. п. То же вправо.

    Дыхание в произвольном ритме. Повторить по 4 раза в каждую сторону.

    6 . И. п. - основная стойка, руки на поясе.

    1-2 - шаг правой ногой назад, стойка на правом колене, руки в стороны; 3-4 - встать, приставить правую ногу, руки на пояс.

    Дыхание в произвольном ритме. Повторить по 4 раза каждой ногой.

    7 . И. п. - основная стойка, руки в стороны.

    1 - упор присев; 2 - правую ногу отставить на носок вправо;

    3 - приставить ногу в упор присев; 4 - и. п. То же левой ногой.

    Дыхание в произвольном ритме. Повторить по 4 раза в каждую сторону.

    8 . И. п. - основная стойка, руки на поясе.

    Прыжки на двух ногах с поворотом на счет 4 на 360°. Выполнить 32 прыжка, перейти на ходьбу на месте.

    Комплекс № 3.

    1-2 - поднимаясь на носки, натянуть скакалку вверху; 3-4 - и. п.

    Повторить 8 раз. Дыхание: поднимаясь на носки - вдох; опускаясь - выдох.

    2. И. п. - основная стойка, скакалка, сложенная вчетверо, находится внизу.

    1 - скакалку вверх; 2 - правую ногу отставить в сторону на носок, наклон влево; 3 - скакалку вверх, ногу приставить; 4 - и. п.

    То же в другую сторону.

    3 . И. п. - стойка с сомкнутыми носками, скакалку держать за концы.

    1-2 - приподнимая поочередно носки и пятки, провести скакалку под ступнями ног назад; 3-4 - провести вперед в и. п.

    Повторить 8 раз. Дыхание в произвольном ритме.

    4 . И. п. - основная стойка, скакалка, сложенная вчетверо, находится внизу.

    1-2 - присесть, скакалку поднять вверх; 3 - 4 - и. п.

    Повторить 8 раз. Дыхание в произвольном ритме.

    5. И. п. - сед ноги врозь, скакалка, сложенная вчетверо, находится внизу.

    1 -поднять скакалку вверх; 2 -наклон к правой ноге; 3 - скакалку вверх; 4 - и. п. То же к другой ноге.

    Повторить по 4 раза к каждой ноге. Дыхание: при наклоне к ноге - выдох; выпрямляясь - вдох.

    6. И. п. - стойка на коленях, скакалка, сложенная вчетверо, находится внизу.

    1-2 - сед справа на бедро, скакалку вперед;

    3-4 - и. п. То же в другую сторону.

    Повторить 8 раз. Дыхание в произвольном ритме.

    7. И. п. - основная стойка, скакалка приготовлена для прыжков.

    Прыжки с вращением скакалки вперед и с промежуточным прыжком. Выполнить 32 прыжка. После небольшого отдыха - прыжки с вращением скакалки назад и промежуточным прыжком. Тоже 32 прыжка с переходом на ходьбу с выполнением дыхательного упражнения.

    Комплекс № 4.

    1. И. п. - основная стойка, руки к плечам.

    1 - руки вниз; 2 - руки перед грудью; 3 - руки в стороны; 4 - руки к плечам.

    Повторить 8 раз. Дыхание в произвольном ритме.

    2 . И. п. - основная стойка, руки, согнутые в локтях, находятся на уровне груди, повернуть ладонями вниз.

    1-2 - рывки руками назад; 3-4 - рывки руками с поворотом вправо. То же в другую сторону.

    Повторить по 4 раза в каждую сторону. Дыхание в произвольном ритме.

    3. И. п. - упор сидя, ноги врозь.

    1 - соединить ноги над полом; 2 - поднять ноги, не сгибая в коленях; 3 - опустить ноги; 4 - вернуться в и. п.

    Дыхание в произвольном ритме. Повторить 8 раз.

    4 . И. п. - сед в группировке (руками прижать колени груди).

    1-2 - со скользящим движением ног лечь на спину, руки вдоль туловища; 3-4 - обратным движением вернуться в и. п.

    Дыхание в произвольном ритме. Повторить 8 раз.

    5 . И. п. - Лежа на спине, руки вдоль туловища.

    1 - поднять прямые ноги вперед-вверх; 2 - развести ноги в стороны; 3 - соединить ноги; 4 - и. п.

    Повторить 8 раз. Дыхание и произвольном ритме.

    6. И. п. - упор сидя.

    1-2 - прогнуться в упор лежа сзади на согнутых ногах;

    3-4 - вернуться в и. п.

    Повторить 8 раз. Дыхание в произвольном ритме.

    7. И. п. - основная стойка, руки на поясе.

    1 - прыжок ноги врозь; 2 - прыжок ноги вместе; 3 - прыжок ноги врозь; 4 - прыжок ноги вместе; 5 - прыжки ноги в стороны - вместе с хлопками в ладоши перед собой.

    Повторить 8 раз с переходом на ходьбу и выполнением дыхательного упражнения.

    Комплексы общеразвивающих упражнений

    для учащихся 5-9 классов

    Комплекс 1

    1. И. п. - основная стойка.

    1 - руки вперед; 2 - руки вверх, прогнуться; 3 - руки в стороны; 4 - и. п.

    1. И. п. - основная стойка.

    1-4 - круги руками вперед; 5-8 - круги руками назад.

    1 - выпад правой ногой вперед; 2-3 - два пружинящих покачивания в выпаде; 4 - и. п.; 5 - выпад левой ногой вперед; 6-7 - два пружинящих покачивания в выпаде; 8 - и. п.

    1. И. п. - стойка: ноги врозь.

    1 - руки через стороны вверх, наклон вправо; 2 - и. п.; 3 -руки через стороны вверх, наклон влево; 4 - и. п.

    1. И. п. - основная стойка: руки за головой.

    1 - полуприсед, руки вверх; 2 - и. п.; 3 -присед, руки в стороны; 4 - и. п.

    1. И. п. - основная стойка: руки на поясе.

    1-4 - прыжки на обеих ногах; 5-8 - прыжки на левой ноге; 9 - 12 - прыжки на правой ноге.

    Начинать и заканчивать комплекс следует ходьбой на месте с движениями руками вперед, в стороны, к плечам, за голову, на пояс.

    Комплекс 2

    Принять положение правильной осанки и сохранять его в течение 4-6 с.

    1. Ходьба на месте с сохранением правильной осанки, высоко поднимая согнутую ногу (30-40 с).
    2. И. п. - основная стойка.

    1-2 - руки на пояс, полуприсед, наклон вперед; 3-4 -выпрямиться, подняться на носки, руки вверх, потянуться; 5-6 - руки на пояс, наклон назад; 7-8 - и. п. (повторить 6-8 раз).

    1. И. п. - стойка: ноги врозь, руки за голову, локти в стороны (прогнуться).

    1-2 -поворот туловища вправо, руки вверх-наружу; 3-4 - и. п.; 5-6 - поворот туловища влево, руки вверх-наружу; 7-8 - и. п. (повторить 6-8 раз).

    1. И. п. - основная стойка: руки за голову.

    1-2 - правую ногу назад на носок, прогнуться; 3-4 - приставляя правую ногу, сделать два пружинящих наклона вперед прогнувшись; 5-8 - те же движения левой ногой (повторить 4-6 раз).

    1. И. п. – основная стойка: руки на поясе.

    1-2 - присед на носках, руки вперед; 3-4 - и. п. (повторить 6-8 раз).

    1. Ходьба на месте с сохранением правильной осанки (на 32-48 счетов). Во время ходьбы на месте: на четыре шага - руки через стороны вверх - вдох, на следующие четыре шага - руки вниз - выдох (повторить 4-6 раз).

    1 - подняться на носки, наклон вправо, левую руку вверх;2 - вернуться в и.п.; 3 - подняться на носки, наклон влево, правую руку верх; 4 - и. п. (повторить 4-6 раз).

    Комплекс 3

    1. Ходьба на месте с сохранением правильной осанки(на 30-40 с).
    2. И. п. - основная стойка.

    1 - шаг правой ногой вправо, руки к плечам; 2-3 - подняться на носки, руки вверх-наружу; 4 - приставить левую ногу и вернуться в и.п.; 5 - шаг левой ногой влево, руки к плечам; 6-7 - подняться на носки, руки вверх-наружу; 8 - приставить правую ногу и вернуться в и. п.

    1. И. п. - стойка: ноги врозь, руки на поясе.

    1 - поворот туловища вправо, правую руку в сторону; 2 - и.п.; 3-4 - те же движения с поворотом туловища влево (повторить 6-8 раз).

    1. И. п. - стойка: ноги врозь, руки за спину.

    1-2 - наклон туловища вправо, левую руку вверх; 3-4 - вернуться в и.п.; 5-6 - наклон туловища влево, правую руку вверх; 7-8 - вернуться в и.п. (повторить 4-6 раз).

    1. Стойка: ноги врозь, руки на поясе.
    1. - три пружинящих приседа; 4 - и.п. (повторить 6-8 раз).
    1. Ходьба на месте с сохранением правильной осанки (до 1 мин). Во время ходьбы на месте необходимо соблюдать ритмичное дыхание.

    Комплекс 4

    Принять положение правильной осанки и сохранять его в течение 6-8 с.

    1. Ходьба на месте с сохранением правильной осанки (до 1 мин).
    2. И. п. - основная стойка.

    1 - правую руку в сторону; 2 - левую руку в сторону; 3 - присед на носках; 4 - и. п. (повторить 6-8 раз).

    1. И. п. - стойка: ноги шире плеч, руки на поясе.

    1-2 - согнуть правую ногу, наклон влево, руки вверх; 3-4 - вернуться в и. п.; 5-6 - согнуть левую ногу, наклон вправо, руки вверх; 7-8 - вернуться в и. п. (повторить 4-6 раз).

    1. И. п. - стойка: ноги врозь; руки перед грудью.

    1-поворот туловища вправо, руки в стороны; 2- и. п.; 3 - поворот туловища влево; 4 - и. п. (повторить 6-8 раз).

    1. И. п. - стойка: ноги врозь, руки за голову.

    1 - 3- три пружинящих наклона вперед прогнувшись; 4 - вернуться в и. п. (повторить 6-8 раз).

    6 . Ходьба на месте с сохранением правильной осанки (до 1 мин). Во время ходьбы необходимо соблюдать ритмичность дыхания.

    7 .

    1 - выпад правой ногой вперед, левую руку вперед, правую руку в сторону; 2 - и. п.; 3 - выпад левой ногой вперед, правую руку вперед, левую руку в сторону; 4 - и. п.; 5 - выпад правой ногой в сторону, правую руку вверх, левую руку в сторону; 6 - и.п.;7 - выпад левой ногой в сторону, левую руку вверх, правую руку в сторону; 8 - и. п. (повторить 4-6 раз).

    Комплексы общеразвивающих упражнений

    для учащихся 10-11 классов

    Комплекс 1

    Принять положение правильной осанки и сохранять его 5-7 с.

    1. И.п. - стойка: ноги врозь, руки на поясе.

    1- 2 - поворот туловища вправо, руки вверх-наружу; 3-4 - вернуться в и.п.; 5-6 - поворот туловища влево, руки вверх наружу; 7-8 - вернуться в и.п. (повторить 4-6 раз).

    1. И. п. - стойка: ноги шире плеч, руки за голову.

    1-2 - сгибая правую ногу, наклон влево; 3-4 - вернуться в и.п.; 5-6 - сгибая левую ногу, наклон вправо; 7-8 - вернуться в и.п. (повторить 4-6 раз).

    1. И.п. - основная стойка.

    1-2 - упор присев; 3-4 - встать, руки вверх, правую ногу назад на носок; 5-6 - упор присев; 7-8 - встать, руки вверх, левую ногу назад на носок (повторить 4-6 раз).

    1. И.п. - основная стойка: руки за голову.

    1 - наклон назад; 2-3 - пружинящие наклоны вперед прогнувшись; 4 - и.п. (повторить 6-8 раз).

    1. И. п. - основная стойка: руки на поясе.

    1 - полуприсед на правой ноге, левую ногу вперед на пятку, руки в стороны ладонями вверх; 2 - и.п.; 3 - полуприсед на левой ноге, правую ногу вперед на пятку, руки в стороны ладонями вверх; 4 - и.п.

    (повторить 6-8 раз).

    1. Ходьба на месте с сохранением правильной осанки (30-40 с).
    2. И.п. - основная стойка: руки в стороны.

    1-2 - шаг правой ногой в сторону, поворот туловища влево, правую руку за голову, левую руку на пояс; 3-4 - вернуться в и.п.; 5-6 - шаг левой ногой в сторону, поворот туловища вправо, левую руку за голову, правую руку на пояс; 7-8 - вернуться в и.п. (повторить 6-8 раз).

    Комплекс 2

    Принять положение правильной осанки и сохранять его в течение 5-7с.

    1. Ходьба на месте с сохранением правильной осанки (до 30 с).
    2. И.п. - стойка: ноги шире плеч.

    1-2 - руки вверх, прогнуться; 3 - наклон вперед, руки расслабленно опустить вниз; 4 - и.п. (повторить 6-8 раз).

    1. И.п. - стойка: ноги врозь, руки на поясе.

    1-3 - три пружинящих наклона вправо; 4 - и.п.; 5-8 - те же движения влево (повторить 6-8 раз).

    1-3 - три пружинящих наклона вперед, прогнувшись; 4 - и.п. (повторить 6-8 раз).

    1. И.п. - основная стойка: руки на поясе.

    1 - шаг правой ногой вправо, руки в стороны; 2 - приставить левую ногу, полуприсед, руки на пояс; 3 - шаг левой ногой влево, руки в стороны; 4и.п - (повторить 6-8 раз).

    1. Ходьба на месте с сохранением правильной осанки (до 30 с). Во время ходьбы необходимо сохранять ритмичность дыхания.
    1. И.п. - основная стойка: руки на поясе; 1 - правую ногу назад на носок, правую руку вперед, левую руку вверх; 2 - и.п.; 3 - левую ногу назад на носок, левую руку вперед, правую руку вверх; 4 - и.п. (повторить 6-8 раз).

    Комплекс 3

    Принять положение правильной осанки и сохранять его в течение 5-7 с.

    1. Ходьба на месте с сохранением правильной осанки (30-40 с).
    2. И.п. - основная стойка.

    1-2 - упор присев; 3-4 - встать, подняться на носки, руки вверх (повторить 6-8 раз).

    1. И.п. - стойка: ноги врозь, руки перед грудью.

    1 - поворот туловища вправо, рывок прямыми руками назад; 2 - и.п.; 3 - поворот туловища влево, рывок прямыми руками назад; 4 - и.п. (повторить 6-8 раз).

    1. И.п. - основная стойка: руки на поясе.

    1 - шаг правой ногой вправо; 2-3 - сгибая правую ногу, пружинящие наклоны влево, руки вперед; 4 - и.п.; 5 - шаг левой ногой влево; 6-7 - сгибая левую ногу, пружинящие наклоны вправо, руки вперед; 8 - и.п. (повторить 4-6 раз).

    1-3 - сгибая правую ногу, три пружинящих наклона влево, правую руку вверх; 4 - и.п.; 5- 7 - сгибая левую ногу, три пружинящих наклона вправо, левую руку вверх; 8 - и.п. (повторить 4-6 раз).

    1. Ходьба на месте с сохранением правильной осанки (30-40 с). Во время ходьбы необходимо соблюдать ритмичность дыхания.
    2. И.п. - основная стойка.

    1 - левую руку на пояс; 2 - правую руку на пояс; 3 - левую руку к плечу; 4 - правую руку к плечу; 5 - левую руку вверх; 6 - правую руку вверх; 7 - хлопок руками над головой; 8 - и.п. (повторить 4-6 раз).

    Комплекс 4

    Принять положение правильной осанки и сохранять его в течение 5-7 с.

    1. Ходьба на месте с высоким подниманием ног и сохранением правильной осанки (до 30-40 с).
    2. И.п. - стойка: ноги врозь, руки за голову.

    1- 2 - наклон туловища назад, руки в стороны; 3- 4 - вернуться в и.п. (повторить 8 раз).

    1. И.п. - стойка: ноги шире плеч, руки на поясе.

    1 - поворот туловища вправо, сгибая правую ногу, руки вправо; 2 - поворот туловища влево, сгибая леву ногу, руки влево (повторить 6-8 раз).

    1. И.п. - основная стойка: руки на поясе.

    1 - выпад вправо, руки в стороны; 2 - и.п.; 3 - полуприсед, руки вверх; 4 - и.п.; 5 - выпад влево, руки в стороны; 6 - и.п.; 7 - полуприсед, руки вверх; 8 - и.п. (повторить 4-6 раз).

    1. И.п. - упор присев.

    1-2 - встать, правую ногу назад на носок, руки вверх, прогнуться; 3-4 - вернуться в и.п.; 5-6 - встать, левую ногу назад на носок, руки вверх, прогнуться; 7- 8 - вернуться в и.п. (повторить 4-6 раз).

    1. Ходьба на месте с сохранением правильной осанки (до 30-40 с). Во время ходьбы необходимо соблюдать ритмичность дыхания: на четыре шага - вдох, на следующие четыре - выдох.
    2. И.п. - основная стойка.

    1 - правую ногу вправо на носок, левую руку вверх, правую руку вперед; 2 - и.п.; 3 - левую ногу влево на носок, правую руку вверх, левую руку вперед; 4 - и.п. (повторить 4 раза).


    Характеристика материально-технического состояния базы практики

    Материально-техническое состояние спортивного зала характеризуется полным наличием оборудования для занятий(Штанги,диски,плинты,стойки),а так же наличием вещей для тренировочных занятий(трико,штангеток,ремней),сам зал находится в хорошем состоянии,обуславливается наличием раздевалок как для мальчиков так и для девочек,душевых и туалетных кабин.В нем размещены правила техники безопасности и план эвакуации.

    Список учащихся, прошедших инструктаж по технике безопасности

    Тема инструктажа:

    Инструктаж по технике безопасности в зале тяжелой атлетике.

    2. Значимость и наличие теплой одежды в зимнее время

    3. Инструктаж по технике безопасности на водоемах

    Цель инструктажа:

    Дать общие знания по безопасности,о правилах поведения в зале,ознакомить с правилами внутреннего распорядка.

    ФИО инструктируемого Год рождения Дата проведения инструктажа Подпись инструктируемого
    Лихобабенко Анастасия Олеговна 01.01.2003 13.01.2016
    Сударь Владислав Андреевич 08.04.2002 13.01.2016
    Чижова Виктория Михайловна 03.04.2002 13.01.2016
    Мордвин Руслан Игоревич 17.08.2003 13.01.2016
    Казей Юлия Маратовна 11.03.2003 13.01.2016
    Зинкевич Денис Владимирович 28.01.2003 13.01.2016
    Купренчик Кирилл Сергеевич 04.01.2001 13.01.2016
    Гуща Артур Игоревич 28.06.2002 13.01.2016
    Протас Дмитрий Александрович 17.08.2001 13.01.2016

    Инструктаж по технике безопасности провела: _______Бушкевич Ольга Николаевна_____


    Комплекс ОРУ (16 упражнений)

    Содержание Дозировка Методические указания
    И.П-стойка,руки на поясе,ноги на ширине плеч; 1-Наклон головы влево 2-ИП 3-Наклон головы вправо 4-ИП 6-8 р Упражнение выполнять свободно,ноги можно поставить вместе
    ИП-стойка,руки на поясе,ноги на ширине плеч; 1-наклон головы вперед; 2-ИП 3-наклое головы назад 4-ИП 6-8р При наклоне головы резко не запрокидывать,не спешить
    ИП-стойка,ноги на ширине плеч,руки опущены 1-4-Вращение плечами вперед 5-8-вращение плечами назад 4-6 р Вращение должны быть максимальными
    ИП-ноги на ширине плеч,руки на плечи 1-4-вращение руками вперед 5-8-вращение руками назад 4-6 р Руки не отрывать от плеч
    ИП-стойка,ноги на ширине плеч,руки опущены; 1-4-вращение правой рукой вперед 5-8-вращение левой рукой вперед 4-6 р Вращения резкие,свободные,дальше от стен
    ИП-стойка,ноги на ширине плеч,руки опущены 1-4-вращение правой рукой назад 5-8-вращение левой рукой назад 4-6 р Вращения резкие,свободные,дальше от стен и шведских стенок
    ИП-стойка,ноги на ширине плеч,руки опущены; 1-2-наклон,коснуться руками правой ногой; 3-4-ИП 5-6-наклон,коснуться руками пола между ног; 7-8-ИП 9-10-наклон,коснуться руками левой ногой 11-12-ИП 4-6 р При наклоне можно немного раскачиваться
    ИП-стойка,ноги на ширине плеч,руки опущены; 1-рывком руки вверх,шаг правой ногой вперед,прогнуться назад 2-ИП 3-рывком руки вверх,шаг левой ногой вперед,прогнуться назад 4-ИП 6-8 р При поднятии ног делать спиной небольшой прогиб,для растяжки мышц спины
    ИП-стойка,ноги на ширине плеч,руки на поясе 1.Наклон туловища влево 2.ИП 3.Наклон туловища вправо 4.ИП 6-8 р Руки могут быть не только на поясе,но и продолжением линии тела в сторону которой делается наклон
    ИП-стойка,ноги на ширине плеч,руки согнуты в локтях 1-шаг левой ногой вперед,поворот туловища влево; 2-ИП 3-шаг правой ногой вперед,поворот туловища вправо 4-ИП 6-8 р Поворот производить не резко,в спокойном темпе,шаги небольшие
    ИП-ОС 1-шаг вперед левой ногой,наклон к левой ноге; 2-ИП 3-шаг вперед правой ногой,наклрн к правой ноге; 4-ИП 6-8 р Шаги небольшие,наклон можно производить с небольшим рывком(раскачиванием)
    ИП-стойка,ноги на ширине плеч,руки опущены; 1-4- вращение тазом по часовой стрелки 5-8-вращение тазом против часовой стрелки 4-6 р Вращения должны быть свободными и добиватся большой амплитуды
    ИП-стойка,ноги вместе,руки на поясе; 1-шаг вперед,выпад на правую ногу 2-ИП 3-шаг вперед,выпад на правую ногу 4-ИП 4-6 р Стараться присесть как можно глубже,что бы почувствовать натяжение мышц
    ИП-сед на правой ноге,левая пряма в сторону,руки на поясе; 1-перекат на левую ногу 2-перекат на правую ногу 3-перекат на левую ногу 4-ИП 4-6 р Перекаты выполнять стараясь сильно не отрывать пятку
    ИП-ОС; 1-сед,руки перед собой; 2-ИП 20 Раз При приседании пятки не отрывать от пола,спина прямая
    ИП-ОС 1-Руки вверх,подняться на носочки и сделать глубокий вдох; 2-ИП,выдох. 10 раз Вдох как можно глубже,тянуться вверх как можно выше

    ____________

    «УТВЕРЖДАЮ» «__ » ­___________ 20__ г. _____________________ (дата проведения)

    План-конспект подготовительной части

    учебно-тренировочного занятия № ____

    Задачи занятия:

    1.Обучение базовой технике тяжелой атлетике

    2. Развитие физических качеств(силы,ловкость и т.д)

    3.пропоганда спорта и здорового образа жизни

    Место проведения: Стадион "Спартак"

    Инвентарь: палка гимнастическая,штанга,лямки,стойки,плинты

    Содержание Дозировка
    Подготовительная часть
    Разминка рук,размах рук в разные стороны.Руки вращать на протяжении определенного времени для повышения гипкости 3-5 мин Не спешить
    Разминка кистей.Вращение кистей рук по кругу в разные стороны.Кисти вращать на протяжении определенго времени для повышения гипкости 3-5 мин Кисти резко не вращать,во избежание повреждений
    Разминка шеи. Встать ровно,прижать подбородок к груди,остатся в таком положении 2-3 с,после повернуть шею в сторону. 8-10 р Плавно выполнять повороты
    Разминка спины. Взятся одной рукой за вертикальную опору и опрокинутся назад,выпрямив ноги,задержитесь так на 3-5 с,а затем повторить движения сменив руку 8-10 р У кого слабая спина,выполнить больше подходов
    Разминка плеч. Поднять руки на высоту плеч и выполните вращательные движения плеч и туловища в стороны 8-10 р Не торопиться,действовать аккуратно
    Растяжка мышц. Двигаться ниже и поочереди 3-5 мин Не спешить,действовать аккуратно
    Разминка коленных суставов Поставить ноги вместе и взятся руками за колени,выполнять круговые движения внутрь и наружу 10 р Хорошо разогреть суставы

    Игровая карточка

    Название игры: Колечко

    Инвентарь: спортивная форма

    Цель игры: развитие реакции

    Схема расположения Содержание игры Организационно-методические указания
    Играющие стоят по кругу,держат руку,впереди,лодочкой.Выбирается,один ведущий.В руках у ведущего лежит небольшой блестящий предмет(колечко или фантик от фальги).Ведущий идет по кругу и каждому как будто кладет колечко в руки.При этом он говорит: -Вот по кругу я иду,всем колечко я кладу,ручки крепче зажимайте,да следите,не зевайте! Одному из детей он незаметно кладет колечко,а потом выходит из круга и говопит: -Колечко,колечко,выйди на крылечко! Тот,у кого в ладошках окажется колечко,выбегает,а дети должны постаратся задержать его,не выпустить из круга. После слов:"Колечко,колечко,выйди на крылечко!" -Все игроки должны успеть быстро взяться за руки,чтобы выпустить игрока с колечком в руке из круга

    Оценка преподавателя _______________


    Игровая карточка

    Название игры: Мяч вверху

    Место проведения: спортивный зал

    Цель игры: развитие меткости,быстроты реакции

    Схема расположения Содержание игры Организационно-методические указания
    Участники игры встают в круг,водящий идет в середину круга и бросает мяч со словами:"Мячик кверху!".Играющие стараются как можно дальше отбежать от центра круга.Водящий ловит мяч и кричит"Штандр!"("стой!").Все должны остановится,а водящий не сходя с места бросает мяч в того,кто ближе всех к нему.Запятнанный становится водящим.Если же он промахнулся,то остается вновь водящим:идет в центр круга,бросает мяч кверху-игра продолжается Водящий бросает мяч как можно выше.Разрешается ловить меч и с одного отскока от земли.Если кто-то из играющих после слова "стой!"-продолжается двигатся,то он должен сделать три шага в сторону водящего.

    Оценка преподавателя _______________


    ПЛАН


    Похожая информация.


    Общеразвивающие упражнения


    1. Что называют общеразвивающими упражнениями


    Общеразвивающими упражнениями (ОРУ) в гимнастике называются доступные занимающимся, несложные в техническом отношении элементарные движения телом и его частями, выполняемые с целью оздоровления, воспитания физических качеств, улучшения функционального состояния организма.


    . Классификация упражнений


    Общеразвивающие упражнения используются для избирательного воздействия на определенные мышечные группы и поэтому классифицируются по анатомическому признаку:

    Упражнения для рук и плечевого пояса.

    Упражнения для шеи.

    Упражнение для ног и тазового пояса.

    Упражнения для туловища.

    Упражнения для всего тела.

    Упражнения для формирования правильной осанки.

    В каждой группе можно выделить ряд упражнений более локального характера. Например, в группе «упражнения для рук и плечевого пояса» существуют упражнения для пальцев, кистей, предплечий, плеча.

    В группе «упражнения для ног и тазового пояса» - упражнения для стопы, голени. Бедер. В группе «упражнения для туловища» выделяются упражнения для мышц передней или боковой поверхности туловища и т.п.

    Классификация упражнений по анатомическому признаку дополняется указаниями на характер их физиологического воздействия. Имеется в виду преимущественное влияние упражнений на развитие двигательных качеств: силы, быстроты, гибкости, выносливости, ловкости.

    Форму ОРУ определяют основные движения в суставах: сгибания, разгибания, приведения, отведения, круговые движения, повороты. Характер упражнений во многом зависит от степени напряжения и расслабления мышц, быстроты движений.

    Упражнения для рук и плечевого пояса

    . Упражнения для пальцев и кисти

    Силовые упражнения:

    Сжимание теннисного мячика на каждый счет;

    упор на кончиках пальцев о стену, стоя наклонно к стене. То же в упоре лежа;

    отталкивание кистями от стены с упором прямыми руками о стену, стоя от неё на расстоянии шага.

    Упражнения на увеличение подвижности в суставах:

    Руки вверх, упор ладонью в ладонь пальцами кверху, опускание рук вдоль тела, не имея положения кистей;

    «хлопки в ладоши» в положении локти в стороны, пальцы вперед, вверх;

    в упоре лежа передача тяжести тела, с одной руки на другую, меняя положение кистей: пальцами вперед, внутрь, наружу.

    2. Упражнения для сгибателей и разгибателей предплечья

    Силовые упражнения для сгибателей:

    Набивной мяч (гантели) внизу. Сгибание рук к плечам. То же с резиновым амортизатором, стоя на нем, с захватом концов руками;

    подтягивание в висе лежа или в висе на перекладине, кольцах, брусьях.

    в упоре лежа на широко расставленных руках согнуть одну руку.

    Перемещение тела попеременно в упор, лежа на левой или правой руке.

    Силовые упражнения для разгибателей:

    Разгибание рук (отжимания) в упоре лежа;

    разгибание рук в упоре лежа сзади с опорой руками о скамейку, сиденья стульев;

    прыжки на руках в упоре лежа с хлопком;

    разгибание рук вверх из положения гантели к плечам.

    Упражнения для увеличения подвижности в плечевых суставах:

    Одна рука вверх, другая внизу. Смена положений рук с рывком в конце движения;

    сведение прямых рук за спиной рывками;

    из упора лежа сзади, сгибая ноги, пружинящие движения. Руки прямые, пальцами назад;

    выкруты в плечевых суставах, переводы палку назад за спину и обратно хватом за концы. То же с веревкой амортизатором.

    Упражнения для шеи

    Упражнения для увеличения подвижности в суставах:

    Наклоны головы вперед, назад, в стороны;

    повороты головы налево, направо;

    круговые движения головой.

    Силовые упражнения:

    Руки на затылке, наклоны головы вперед и назад, преодолевая сопротивление рук;

    стоя на коленях с опорой головой о ладони (на мягкой опоре), перекаты со лба на затылок;

    из положения, лежа с согнутыми руками (ладони у головы) и ногами борцовский мост (на мягкой опоре).

    Упражнения для ног и тазового пояса

    . Упражнения для стопы и голени

    Силовые упражнения:

    Поднимание на носки, то же с гантелями в руках;

    ходьба на носках;

    подскоки на двух и одной ноге на месте и с продвижением.

    Упражнения для подвижности в суставах:

    В положении выпада вперед пружинящие движения, стремясь коснуться пола пяткой, находящейся сзади ноги;

    из упора сидя на пятках пружинящие движения, отрывая колени от пола;

    ходьба на внешней части стопы.

    2. Упражнения для мышц бедра

    Силовые упражнения:

    Приседания на двух и одной ноге; то же с гантелями в руках; то же с партнером на плечах;

    ходьба в полуприседе и прыжки в полуприседе;

    стоя на коленях, наклоны с прямым туловищем назад. То же, но вперед, с удержанием голеней партнером.

    Упражнения для увеличения подвижности в тазобедренных суставах:

    Круговые движения тазом в стойке ноги врозь;

    пружинящие движения в положении широкого выпада вперед. То же в положении выпада в сторону;

    наклоны вперед в седее с прямыми ногами (ноги вместе и ноги врозь);

    полушпагат, шпагат;

    стоя на одной, другая опирается о рейку гимнастической стенки. Наклоны в разных направлениях, не сгибая ног.

    Упражнения для туловища

    . Упражнения для мышц передней поверхности туловища

    Силовые упражнения:

    Из положения, лежа поднимание туловища в сед;

    лежа, поднимания прямых ног в положение лежа на лопатках согнувшись;

    Стоя ноги врозь, наклоны назад, руки на поясе, к плечам, вверх;

    сидя. С опорой поясницей о набивной мяч. Наклоны назад, руки вверх;

    мост из положения лежа.

    2. Упражнения для мышц задней поверхности туловища

    Силовые упражнения:

    Наклоны вперед с набивным мячом, удерживаемым руками на затылке;

    лежа на животе, прогибания, руки вверх;

    в положении наклона вперед поднимания рук в стороны с гантелями.

    Упражнения для увеличения подвижности позвоночника:

    Пружинящие наклоны, вперед согнувшись, стоя, сидя.

    3. Упражнения для мышц боковой поверхности туловища

    Силовые упражнения:

    Из седа ноги врозь, опираясь на одну руку, с поворотом упор лежа боком, другую руку вверх;

    в седее ноги врозь (носками зацепиться за рейку гимнастической стенки или с удержанием ног партнером) наклон назад на 45 градусов и повороты туловища направо и налево, руки за голову.

    Упражнения для увеличения подвижности позвоночника:

    Пружинящие наклоны туловища в стороны в стойке ноги врозь, руки на поясе, к плечам, вверх.

    Упражнения для всего тела

    1. Из о.с. упор присев упор лежа, упор присев, и.п.

    То же, но со сгибанием рук в упоре лежа.

    Ходьба на руках с помощью партнера, поддерживающего за ноги.

    В стойке ноги врозь круговые движения туловищем.

    Из стойки ноги скрестно сесть, лечь, сесть, встать.

    Упражнения для формирования правильной осанки

    1. Стать у стены, касаясь её затылком, лопатками, ягодицами, пятками. Отойти от стены, сохраняя это положение. Определить отличие привычной позы от позы правильной осанки у стены.

    Принять прямое положение тела с касанием палки затылком и позвоночником. Гимнастическая палка вертикально за спиной захватом руками у поясницы. Фиксировать позу, стоя у зеркала.

    Стать спиной к стене. Приседая, наклоны туловища в сторону, не отрывая спину и таз от стены.

    Лечь на спину, руки за голову. Напрячь мышцы спины, сохраняя прямое положение тела и дать партнерам поднять себя в положение о.с.

    Упражнения в расслаблении

    Упражнения для рук:

    Стоя, руки вверх. «Уронить» кисти, затем предплечья, расслабленно опустить руки вниз и с полунаклоном вперед выполнить пассивное раскачивание ими вправо и влево.

    Упражнения для ног:

    Сидя с упором руками сзади. Поочередно слегка сгибать и разгибать ноги; при разгибании расслабленно «шлепнуть» задней поверхностью ноги о пол;

    стоя на одной ноге, захватом рук под бедро поднять согнутую ногу. Отпуская захват, «бросить» ногу книзу.

    Упражнения для туловища:

    Лежа на спине с опорой затылком и руками, слегка прогнуться и расслабленно лечь.

    Упражнения для всего тела:

    лежа на спине, руки вниз ладонями вперед, носки наружу. Закрыть глаза, полностью расслабиться. Длительная пауза.


    3. Составление комплексов общеразвивающих упражнений


    .1 Зависимость форм и содержания занятий ОРУ

    При подборе отдельных упражнений и составлении комплексов ОРУ необходимо руководствоваться тем, для кого предназначены данные упражнения и с какой целью они будут использоваться, т.е. четко определить педагогические задачи.

    Наиболее типичными формами занятий ОРУ являются «малые» формы: утренняя гимнастика (зарядка), физкультпаузы, уроки гимнастики и др. в зависимости от задач урока определяются формы организации занятий.

    общеразвивающий комплекс упражнение

    № п/пФормыОсновные задачиКонтингент занимающихся и организация занятийПродолжительность занятий1 2 3 4 5 6Утренняя гимнастика - зарядка Вводная гимнастика. Физкультурная пауза. Физкультминутка. Микропауза. Спортивная разминка. Спортивная разминка Урок основной гимнастики (в том числе женской, ритмической) Урок атлетической гимнастики Процедура лечебной гимнастики. Урок лечебной гимнастикиГигиенические воздействия на организм; повышение физического и эмоционального тонуса Профилактика заболеваний и борьба с утомлением; повышение производительности труда. Разогревание мышечно-связочного аппарата; тонизирование организма Воспитание физических качеств; приобретение гимнастических навыков; повышение функционального состояния организма или его поддержание на определенном уровне; воспитание правильной осанки Воспитание физических качеств (преимущественно силовых); повышение функционального состояния организма Восстановление функций организма, профилактика заболеванийВсе возрастные группы; индивидуальные занятия; групповые занятия в детском саду, школе, пионерлагере, в домах отдыха, в армии. Рабочие и служащие, индивидуальные и групповые занятия по месту работы. Спортсмены; индивидуальные и групповые занятия в секциях, спортлагерях, на сборах и т.д. Дети школьного возраста, учащаяся молодежь, взрослые всех возрастных групп; групповые занятия в школе, ПТУ, в вузе, группах здоровья Юноши, молодежь, взрослые мужчины; индивидуальные занятия; групповые занятия по месту учебы или работы Все возрастные группы; индивидуальные и групповые занятия в лечебно-профилактических учреждениях10-15 10-15 15-20 45 - 90 45 - 90 30 -60

    Специфическая направленность ОРУ

    Влияние на организм одинаковых по форме упражнений (например, приседаний) зависит от характера их исполнения (быстрое или медленное приседание, с отягощением или без них и т.д.). чтобы верно ориентироваться в выборе упражнений, необходимо иметь представление о проявлениях двигательных способностей, о физических качествах: силе, выносливости и гибкости.

    Силовые качества, т.е. способность к преодолению внешнего сопротивления, рекомендуется развивать с использованием ОРУ тремя способами:

    Многократное (до 18-20 раз) поднимание доступного веса или преодоление веса собственного тела (при отжиманиях в упоре лежа, вставании из приседа, подтягивании и т.п.). выполнение подобных упражнений до утомления развивает силовую выносливость, способствует увеличению мышечной массы. Если повторение 8-12 раз не составляет труда, необходимо увеличить вес отягощения или изменить и.п. (например, отжимание с завышенной опорой ног).

    Поднимание околопредельного веса (1-3 раза). Данные упражнения развивают максимальную силу мышц. Растет и их масса.

    Выполнение движений с максимальной скоростью. Развиваются скоростно-силовые качества мышц, быстрота.

    Выносливость - способность противостоять утомлению при продолжительной мышечной работе, требующей значительных усилий. Используя ОРУ, развивают локальную и общую выносливость. Выполнение максимального количества раз упражнений, в которых участвует ограниченное число мышц, развивает локальную выносливость (например, поднимание гантелей к плечам, подтягивание на перекладине).

    Упражнения, при которых длительное время участвуют многие группы мышц и в связи с этим работают с повышенной нагрузкой сердечно-сосудистая и дыхательные системы, развивают общую выносливость (например, продолжительный бег на месте, прыжки, приседания в сочетании с наклонами и упором лежа).

    Гибкость - мера взаимной подвижности звеньев тела.

    От развития гибкости зависит величина доступной амплитуды движений. Занятия только силовыми упражнениями приводят к ограничению подвижности в суставах, к закрепощенности. Поэтому силовые упражнения необходимо сочетать с упражнениями на гибкость.

    Различают активную и пассивную гибкость.

    Активная гибкость связана с демонстрацией подвижности в суставах за счет преодолевающей работы мышц (удержание высоко поднятой ноги, высокие взмахи ногами и т.п.). Развитие активной гибкости предусматривает применение упражнений с увеличенной амплитудой движений, а также упражнений для укрепления мышц фиксирующих суставы в предельных положениях (высоко поднятая нога, высокий угол и т.п.).

    Пассивная гибкость - проявление подвижности в суставах за счет силы тяжести собственного тела или его частей, действий партнера или отягощений (опускание в шпагат, наклон вперед в положении сидя с наклоном к ногам с помощью партнера, наклоны туловища к ноге с опорой ею о рейку гимнастической стенки и т.п.). Пассивная гибкость развивается методом повторных активных или пассивных действий (наклоны с добавочными движениями, то же с помощью партнера), фиксацией статических положений в позах, где проявляется подвижность в суставах (мост, шпагат, наклон и т.д.)

    Упражнения в расслаблении также составляют часть ОРУ. Паузы между отдельными ОРУ на развитие силы, выносливости, гибкости связаны с отдыхом и непроизвольным естественным расслаблением мышц.

    Необходимо научить занимающихся активно (произвольно) расслаблять мышцы волевым усилием. С этой целью используется метод контрастных действий: чередование сильных напряжений и быстрых расслаблений. Этот метод особенно эффективен в положении лежа или сидя. Применяются также маховые движения с расслаблением, потряхивания, приемы самомассажа.

    Правила подбора упражнений

    При подборе упражнений по принципу их соответствия основным педагогическим задачам следует руководствоваться следующими правилами:

    Упражнения должны оказывать разностороннее воздействие на занимающихся. Это особенно важно учитывать при составлении комплексов ОРУ для утренней гимнастики, спортивной разминки, основной гимнастики. Для этого нужно включать в комплекс упражнения для всех частей тела. Рекомендуется чередовать упражнения, придерживаясь определенной схемы, к примеры «руки - ноги - туловище». В комплексе гигиенической гимнастики может быть 3-5 серий. В каждой следующей серии упражнения для отдельных частей тела должны меняться. Если в первой серии преимущественно участвовали мышцы-разгибатели, то во второй серии должны включиться в активную работу мышцы-сгибатели.

    Рекомендуется изменять и характер упражнений. Выполнение серий упражнений скоростно-силового характера сменяется серией силовых упражнений, затем серией упражнений на развитие гибкости, а завершающая серия должна содержать упражнения общего воздействия с целью развития выносливости. Заканчивается комплекс упражнениями на расслабление.

    Наряду с разносторонним воздействием на организм занимающихся ОРУ должны подбираться с учетом их локального влияния на развитие отдельных групп мышц или определенных физических качеств. Комплексы ОРУ, составленные с учетом локального воздействия, типичны для занятий атлетической и основной гимнастикой, а также этим правилом руководствуются при составлении комплекса упражнений производственной гимнастики (с учетом особенностей профессиональной деятельности) и при составлении комплекса лечебной гимнастики с целью точного локального воздействия на восстанавливаемый орган и функцию.

    Правило «прогрессирования», широко используется в спорте, реализуется также и при составлении комплекса ОРУ в форме нарастания эффекта от применения упражнений за счет увеличения амплитуды и скорости движений, степени напряжения, количества повторений. Это проявляется и в ходе выполнения одного упражнения, и комплекса ОРУ, а также от занятия к занятию.

    Так, каждое упражнение может усиливаться за счет дополнительных действий. К примеру: наклоны туловища вперед, назад или в сторону усиливаются подниманием рук к плечам, вверх, использованием отягощения, дополнительными пружинящими движениями. Нарастание нагрузки в комплексе ОРУ достигается включением более интенсивных упражнений в последующие серии и увеличением количества повторений. Постепенное привыкание (адаптация) к нагрузке от занятия к занятию при неизменном комплексе ОРУ свидетельствует о благотворном действии упражнений на организм и свидетельствует о возможности изменения комплекса в сторону его усложнения.

    Гимнастический метод проведения ОРУ отличается строгой регламентацией движений, что достигается четким указанием на исходные и конечные положения, направление и амплитуду движений, их характер. Это определяет точность воздействия упражнений и их дозировку. При подборе упражнений надо соблюдать правила гимнастической регламентации упражнений. К примеру: при наклонах вперед важно уточнить положение ног, так как при положении ноги вместе или врозь, носками наружу, внутрь или параллельных стопах эффект будет различным. Положение туловища при наклонах также может быть разным (с округлой или с прогнутой спиной). Меняется характер упражнения и от того, медленно или быстро выполняется наклон.

    При составлении комплексов ОРУ необходимо определить и указать способы выполнения каждого упражнения, характер движений.

    При всем обилии упражнений прошли проверку временем и должны стать основой данных комплексов следующие упражнения и их разновидности:

    Потягивания с выпрямлением и прогибанием.

    Круговые и маховые движения руками.

    Приседания.

    Наклоны туловища вперед, назад, в сторону и круговые движения.

    Наклоны и круговые движения головой.

    Сгибания и разгибания рук в упоре лежа.

    Поднимание ног в положении сидя и лежа (или туловища при закрепленных ногах).

    Махи ногами вперед, назад и в сторону.

    Прыжки (подскоки) многократные.

    Ходьба и бег на месте.

    4. Методика проведения общеразвивающих упражнений


    Стилизация движений. Такие естественные движения и навыки, как ходьба, бег, наклоны, приседания и т.п., становятся гимнастическими упражнениями благодаря четкой регламентации поз и движений в соответствии с принятыми в гимнастике традиционными нормами. К наиболее общим требованиям можно отнести прямые руки и ноги, оттянутые носки, четкие исходные и конечные положения.

    Эмоциональный фон, особенно при занятиях с детьми, имеет большое значение. Рекомендуется проводить ОРУ игровым способом. Многие подвижные игры и гимнастические эстафеты насыщены движениями, которые можно упорядочить и использовать как ОРУ (ходьба, бег, приседания, подскоки, наклоны и т.п.). Соревновательный метод проведения ОРУ также повышает эмоциональный тонус занимающихся. С этой же целью ОРУ проводятся в различных построениях и с перестроениями: в шеренге, колонне, кругу, в сомкнутом и разомкнутом строю, в движении, в парах и тройках. Особенно полезны ОРУ на воздухе (в парке, лесу, на пляже)

    Особенности проведения ОРУ с использованием предметов

    При занятиях ОРУ используются предметы с различной целью, чаще всего как отягощения, а также как средство воспитания точности движений и повышения интереса к занятиям.

    Гимнастическая палка используется как ограничитель движений, уточняющий их направление и амплитуду. Также её можно применять как опору для упражнений в упорах и висах при занятиях с партнерами.

    Типичными упражнениями со скакалкой являются прыжки с перепрыгиванием через неё: на двух и на одной ноге, с вращением скакалки вперед и назад, на каждое вращение скакалки и с промежуточными подскоками, с двойным вращением, в приседе и ряд других прыжков. Применяется длинная скакалка для перепрыгиваний при вращении ее за концы двумя партнерами.

    Мячи надувные используются для бросков и ловли при индивидуальных, парных и групповых упражнениях. Малые мячи (теннисные) применяются также для метания в цель.

    Мячи набивные разного веса служат отягощением, а также ограничителем движений и опорой при выполнении ряда упражнений (к примеру, прогибания лежа с опорой спиной о мяч).

    Гантели разного веса широко применяются как отягощения, усиливающие эффект при динамических упражнениях скоростно-силового характера (малого веса) и при силовых динамических и статических упражнениях (среднего и большого веса). С этой же целью используются резиновые и пружинные амортизаторы. Блочные устройства, гири и штанги применяются для специальной силовой подготовки в спортивных видах гимнастики и атлетической гимнастике и не являются типичными средствами при занятиях общеразвивающими упражнениями в видах гимнастики оздоровительной направленности.

    Упражнения с булавами деревянными выполняются для развития подвижности в суставах верхних конечностей, координации движений, а также используются в играх и эстафетах.

    Упражнения с использованием гимнастической скамейки и гимнастической стенки. Скамейка служит опорой в положении сидя, упоре лежа, препятствием при прыжках. На гимнастической стенке можно выполнять упражнения с опорой руками и ногами о рейки на разной высоте, упражнения в висе и смешанном висе.

    ОРУ целесообразно проводить также с партнером - вдвоем, втроем. Это расширяет возможности использования ОРУ: взаимодействие партнеров может облегчать или усложнять двигательную задачу, а в целом повышает эмоциональный фон занятий.

    Составляя программу занятий, нужно предусмотреть возможность включения в комплекс упражнений с предметами и с использованием гимнастического оборудования. Места занятий должны быть оснащены данным инвентарем, что разнообразит занятия и предоставит большие возможности в решении задач физического воспитания средствами гимнастики.

    Обучение ОРУ

    Наиболее действенными методами обучения ОРУ являются: метод обучения в целом и по разделениям. При этом можно применять способы обучения по показу, по рассказу и комбинированный.

    1. Способ обучения в целом по показу. Преподаватель вначале показывает упражнение в целом. Затем подает команду «Исходное положение (указывает способ выполнения, если это необходимо, - «шагом», «выпадом», «прыжком» и т.д.) принять!». Делается пауза для исправления возможных ошибок. Если необходимо прервать выполнение, подается команда «Отставить!». В исходном положении подается команда «Упражнение начи-НАЙ!» Проводящий выполняет движения, стоя перед группой, зеркально, что облегчает занимающимся копирование упражнения. ОРУ рекомендуется проводить под счет. Чаще всего на 4 и 8 счетов. Это позволяет использовать музыкальное сопровождение.

    Обучая ОРУ «по показу», одновременно даются указания, какие движения выполняются на какой счет. После 2-3 повторений вместе с группой проводящий переходит на подсчет и показ. Заканчивают упражнения по команде «СТОЙ!». Она подается вместо последнего счета.

    При обучении детей младшего школьного возраста подаются не команды, а распоряжения: «Примите исходное положение», «Выполняйте упражнение как я», «Закончить упражнение».

    2. Способ обучения в целом по рассказу. Этим способом пользуются при обучении более простым упражнениям или с целью активизировать внимание занимающихся. Преподаватель объясняет упражнение, указывая исходное положение, и кратко объясняет, какие движения следует выполнять на счет «раз», «два» и т.д. Команды аналогичны тем, какие подаются при обучении способом «по показу».

    Рекомендуется по ходу подсказывать основные действия вместо подсчета, но в ритме и темпе упражнений. Например, вместо подсчета «раз - два - три - четыре» сказать: «Наклон - выпрямиться - присесть - встать». При комбинированном способе, преподаватель сочетает показ упражнения с объяснением.

    3. Способ обучения «по разделениям». Этот способ применяется при обучении более сложным по координации ОРУ, так как позволяет делать паузы между отдельными движениями для их уточнения и исправления ошибок. После команды «Исходное положение принять!» преподаватель подает команды, разделяя каждый счет паузами. Например: «Правую ногу назад на носок, руки вверх - делай раз!», «Упор присев на левой, правую в сторону - делай два!», «Сменить положение ног - делай три!», «Исходное положение - делай четыре!»

    При таком способе обучения поддерживается высокая моторная плотность занятия.

    Дозировка ОРУ

    Регулирование физической нагрузки при занятиях ОРУ осуществляется за счет изменения:

    - количества упражнений (в зависимости от форм занятий ОРУ их может быть разное количество. В комплексе гигиенической гимнастики - 8-12, в комплексе ритмической гимнастики - 50-70);

    - содержания упражнений (движения отдельными частями тела с участием малого количества мышц, оказывают меньшую нагрузку, чем упражнения для всего тела с работой многих мышечных групп. Силовые упражнения, упражнения с отягощением и упражнения на выносливость воздействуют на мышцы, сердечно-сосудистую и дыхательную системы сильнее, чем упражнения на гибкость);

    - интервалов отдыха между упражнениями (сокращения пауз для отдыха увеличивает нагрузку);

    - количества повторений (при проведении несложных ОРУ, укладывающихся в счет «1 - 4» или «1 - 8», под музыку, как правило каждое упражнение повторяют 4,8,12 или 16 раз. Упражнения без музыки можно повторять в этих же пределах, не придерживаясь точного количества, диктуемого строением музыкального произведения);

    - темпа (быстрый темп упражнений, как правило, более нагрузочен);

    - исходных положений (одно и то же упражнение с разными исходными положениями оказывает различную нагрузку. Например: сгибания и разгибания рук в упоре лежа с опорой руками о возвышение, на полу, с опорой ногами о возвышение или в упоре на брусьях).

    Дозировать упражнения надо исходя из общих правил учета степени подготовленности занимающихся, их возраста, пола и задач, решаемых с данным контингентом.

    При индивидуальных занятиях оценивать нагрузку необходимо по пульсу и по самочувствию, ориентируясь на чувство утомления. При групповых занятиях преподаватель может дать указание самостоятельно прекращать упражнение, если продолжать его со всеми вместе становиться трудно.

    В силовых упражнениях чувство утомления легко ощутимо и повторение до отказа допустимо. В упражнениях на выносливость доводить организм до такой степени утомления нельзя, особенно при занятиях с начинающими. В упражнениях на гибкость надо руководствоваться чувством легкой боли, свидетельствующей о пределе амплитуды движений.

    От занятия к занятию нагрузку следует постепенно повышать, регулируя её за счет перечисленных выше факторов и количества дней занятий в неделю. При контроле и самоконтроле за допустимой нагрузкой на сердечно-сосудистую систему при выполнении общеразвивающих упражнений, особенно интенсивными сериями - поточно, рекомендуется пользоваться следующей методикой:

    определяется индивидуально исходный потолок - максимум ЧСС - путем вычитания из цифры 220 числа, соответствующего возрасту занимающегося (220 - возраст);

    путем прощупывания (у запястья, на шее) подсчитывается число ударов за 10 или 15 секунд по сигналу преподавателя перед началом занятия (исходный пульс) и в отдельные его моменты (после пиков нагрузки, в момент восстановления и т.п.). это число умножается на 6 или 4, и определяется количество ударов в минуту;

    найденное значение (число ударов в минуту) должно быть в зоне 60-85% от максимума (220 - возраст), характеризуя индивидуальную допустимую нагрузку. К примеру, для занимающегося 40 лет максимальное значение числа ударов пульса в минуту будет равно 180 (220 - 40). Нагрузка, при которой пульс будет равен 110 - 130 уд/мин, будет достаточной для начинающего (60 - 70%), а для подготовленного он может быть и выше - характеризоваться пульсом 140 - 150 уд/мин (80 - 85%).

    Дыхание тесно связанно с движениями. Глубина и частота дыхания должна соответствовать потребностям организма в данный момент. Эта сложная физиологическая функция организма осуществляется автоматически. Для практически здоровых людей не имеет значения, когда делать вдох или выдох, не вредны и моменты кратковременного настуживания. По мере возможности необходимо сочетать темп движений с дыханием. При расширении грудной клетки, при движениях руками в стороны, разгибании туловища рекомендуется делать вдох, а при сгибаниях, наклонах - выдох.


    5. Значение ОРУ


    Общеразвивающие упражнения оказывают разностороннее воздействие на организм занимающихся, особенно на опорно-двигательный аппарат. Они довольно просты и не требуют продолжительного разучивания.

    Благодаря своей доступности эти упражнения составляют основное содержание занятий групп здоровья, широко используются на уроках по физическому воспитанию в детсадах, в школе, ПТУ. Вузах. Комплексы ОРУ применяются в утренней гигиенической гимнастике, при проведении занятий основной, ритмической и производственной гимнастикой. Представители всех видов спорта включают ОРУ в тренировку как средство разминки и развития определенных физических качеств.

    Относительная простота и возможность постепенно их усложнять делают ОРУ доступными занимающимся любого возраста и подготовленности.

    Овладение ОРУ является школой двигательной подготовки. Начиная с элементарных, односуставных движений, занимающиеся последовательно переходят к более сложным упражнениям. Этап начальной подготовки в спорте также характерен применением большого объема ОРУ. Данные упражнения легко дозируются, позволяют направленно и избирательно воздействовать на определенные группы мышц. Особое значение придается ОРУ в формировании правильной осанки.


    Литература


    1. «Гимнастика»: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений/Под ред. М.Л. Журавина, Н.К. Меньшикова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 448 с.

    . «Гимнастика и методика преподавания»: Учебник для институтов физической культуры/Под ред. В.М. Смолевского. - Изд. 3-е, перераб., доп. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 336 с., ил.


    Репетиторство

    Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

    Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
    Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.